Зима 1920-1921 гг. выдалась суровой, половина озимых погибла. Также и начало лета 1921г. было сухое, жаркое, без дождей, от чего погибло 30% яровых[28]. Это, во многом, и создало обстановку, из которой следовали народные бедствия. Но (по крайней мере на территории Ставропольской губернии) погода была не первопричиной, а лишь усугубляющим фактором, иначе голод начался бы только к осени 1921г., с завершением этого сельскохозяйственного года, тогда как он проявился уже в тяжелой форме к началу года. Значит, и более существенную, исходную причину по времени следует искать раньше.

При нормальном общественно-экономическом рыночном строе, со свободным торгово-обменным оборотом отрицательное влияние погодных условий было бы в значительной мере нейтрализовано, хотя бы за счет свободного торгового перемещения хлебных излишков из благополучных губерний в неблагополучные, как это и было, например, в 1891-1892 гг.[29] Но большевики, установив «военный коммунизм», запретили свободную торговлю, особенно хлебом, ввели расстрельную, беспощадную борьбу с хлебной «спекуляцией». Кроме того, для обеспечения хлебом и другими продуктами рабочих промышленных центров, солдат Красной Армии, государственного и партийного аппаратов, была введена продовольственная разверстка. Под видом изъятия излишков, независимо от погоды и других условий, выгребали из крестьянских амбаров хлебные запасы, зачастую не оставляя ни на прокорм семье, ни на содержание скота, ни на семена. Для изъятия крестьянского хлеба в деревни направлялись вооруженные отряды.

Не могли обойти своим вниманием гигантский по масштабам голод большевистские деятели той эпохи. В небольшие агитационно-пропагандистского толка брошюры, подготовленные ими, включены речи, выступления, доклады и беседы, которые далеки от научных подходов, но важны в том отношении, что содержат марксистские методологические посылки, сводящие причины голода к деятельности царского и Временного правительств, к отсутствию дождей. То есть все то, на чем позже будет базироваться советская историография. Одним из первых с таким «почином», но с повторами из речи Л.Д. Троцкого[30], выступил Е. Ярославский (М.И. Губельман), который на им самим поставленный вопрос «Почему у нас в России голод?» дал следующий ответ: «Веками в России правили цари, их слуги, бояре, помещики, а потом народились капиталисты, банкиры, фабриканты и заводчики. Царь со всем своим штатом, со всеми приближенными был ставленником этих господ, творил их волю. Сам «помазанник божий» был в то же самое время и всероссийским кабатчиком, который полмиллиарда пудов хлеба сжигал в винокуренных заводах только для того, чтобы дурманить народ, лишить его воли, принизить его ум, не дать ему возможности развиваться, и выколачивал у него добро его за водку, за спирт. Капиталист, маклак, торговец хлебом, помещик скупал миллионы пудов хлеба и отправлял их за границу, отправлял их не голодным, не раздавал тем, кто нуждается, а отправлял, чтобы нажить капитал, чтобы пировать…». Пораженное голодом население уже с весны начало во многих местах громить продовольственные склады.

Для борьбы с голодом и спасения населения Советской России государством были мобилизованы все учреждения, предприятия, кооперативные, профсоюзные, молодежные организации, Красная Армия. Декретом ВЦИК Советов от 18 июня 1921г. была образована Центральная комиссия помощи голодающим (ЦК Помгол) как организация с чрезвычайными полномочиями в области снабжения и распределения продовольствия. Возглавил ее председатель ВЦИК (с 1919г.) М.И. Калинин[31]. Комиссии помощи голодающим создавались и при Центральных исполнительных комитетах республик РСФСР, при губернских, уездных и волостных исполкомах, при профсоюзах и крупных предприятиях. По всей России развернулось массовое добровольное движение помощи голодающим. В ходе этой кампании проявилось во всей полноте чувство сострадания, милосердия, братской взаимопомощи, присущее русскому народу, его склонность к благотворительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Кадры
В своей кадровой политике руководство Библиотеки исходит из того, что самые совершенные информационные технологии не могут заменить опыт и знания сотрудников. Стратегическая цель состоит в том, чтобы укреплять и сохранять трудовые ресурсы, «обновлять их за счет свежих талантов, как выросших в самой Библиотеке, так и приглашенных извне». ...

Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогической мысли. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика
В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую канцелярию прошение, в котором напомнил о своих успехах в физике, химии и горнозаводстве и, «выставляя», что он может учить других этим наукам – жаловался, что просьбы его остаются без исполнения. Это прошение было уважено, и уже через несколько дней М.В. Ломоносова назначили адъютан ...

Грозный 1918-й. Особенности первого этапа гражданской войны
Лето и осень 1918 г. составили первый этап борьбы с интервентами и внутренней контрреволюцией. Он характеризуется расширением германского вторжения на советскую землю, развертыванием интервенции стран Антанты. Главным ударным отрядом империализма на этом этапе выступал мятежный чехословацкий корпус, ставший ядром, вокруг которого объеди ...