В антикрепостнической борьбе крестьяне не проявляли единства действий. Ведь и социального равенства среди них — будь то помещичьи (крепостные) или государственные крестьяне — не существовало. Крестьянской бедноте противостояли сельские богачи — кулаки, торговцы, ростовщики, владельцы мельниц и маслобоен. К середине XIX в. многие из них имели промышленные предприятия с наемными рабочими: винокуренные, пивоваренные, сахарные, кирпичные заводы и т. п. Занимаясь промышленной деятельностью, купцы становились предпринимателями-капиталистами. Собственностью купцов и богатых крестьян было большинство ветряных и водяных мельниц, которых в каждой губернии Украины насчитывалось по несколько тысяч.

Помещики продавали в собственность купцам-предпринимателям свои фабрики по переработке продукции сельского хозяйства.

Основанные на подневольном малопроизводительном труде крепостных, помещичьи вотчинные мануфактуры постепенно приходили в упадок, не выдерживая конкуренции с купеческими промышленными предприятиями. Ведь на этих предприятиях трудились вольнонаемные рабочие, производительность труда которых была значительно выше.

Повышению производительности промышленного производства на Украине способствовал технический переворот, начавшийся в 40-х годах с широкого использования нового машинного оборудования на сахарных заводах. Фабрично-заводские предприятия стали чаще строить в городах, а не только в селах и местечках. В 1823 г. крепостные умельцы графа Воронцова в местечке Мошны на Черкасщине построили первый на Днепре пароход — «Пчелку». Опытный местный кузнец Вернигора установил на нем паровую машину в 6,5 лошадиной силы.

Промышленную и /сельскохозяйственную продукцию сбывали преимущественно на ярмарках и базарах. Там вместе с товарами местного производства продавались изделия из центральных губерний России (в основном Московской, Владимирской и Костромской — хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, кожи, меха, сбруя, посуда, нитки. Из Бессарабии и Крыма привозили фрукты и вина, с Дона — рыбу.

Наибольший торговый оборот на Украине имели ярмарки всероссийского значения в Киеве, Елисаветграде. На киевскую Контрактовую ярмарку, которая проводилась ежегодно в январе, съезжались тысячи помещиков и купцов как из разных местностей Российской империи, так и из-за границы — Австрии, Пруссии, Франции, Англии. Тут заключались договора (контракты) на оптовую куплю-продажу (целыми партиями, в большом количестве) изделий сельского хозяйства и промышленности, брали взаймы в частных банках, возвращали долги.

Возросла роль чумацкого (торгово-извозного) промысла. Только зерна чумаки доставляли в черноморско-азовские порты до 40 миллионов пудов в год. Традиционная доставка соли чумаками к середине XIX в. достигла 8 миллионов пудов ежегодно. Чтобы перевезти такой груз, требовалось 120—130 тысяч возов. А ведь чумаки перевозили и продавали и каменный уголь, и продукцию сахарных и салотопенных заводов. Их транспортные пути достигали Урала и Средней Азии.

Чумаки-предприниматели — владельцы десятков возов и целых стад волов — были выходцами из зажиточных крестьян. Чумаками-погонщиками нанимались обедневшие крестьяне. Многие богатые чумаки стали родоначальниками династий крупных предпринимателей-капиталистов. Следовательно, чумацкий промысел способствовал социальному расслоению крестьянства и вызреванию в недрах феодально-крепостнического строя капиталистического уклада, о котором вы узнали раньше на уроках новой истории и истории СССР.

Страницы: 1 2

Периоды смуты. Первый период: Лжедмитрий I
Личность человека, бежавшего в 1602 г. из России в Польшу и выдавшего себя за царевича Дмитрия до сих пор остается загадкой. Оказавшись в Речи Посполитой и хорошо зная, что творится на родине, Григорий Отрепьев в 1603 г. решил открыть свою "тайну". Он объявил себя младшим сыном Ивана 1У и, обещая территориальные уступки и ден ...

Кровная месть у народов Кавказа
Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась ...

Дискуссия о крестьянской общине в предреформенные годы.
Исследователи крестьянской реформы единогласно отмечали, что основной вопрос, стоящим перед её устроителями, касался будущей судьбы поземельной крестьянской общины[11]. Судьба крестьянской общины при разработке условий отмены крепостного права являлась одной из самых спорных проблем. «В период подготовки реформы и в прессе, и на заседа ...