Вслед за этим Александр пишет письмо Константину, в котором соглашается с его доводами. Этот обмен письмами состоялся 14 января 1821 года (письмо Константина) и 2 февраля 1822 года – письмо Александра 1.

Прошло 2 года. И летом 11823 года Александр снова решил вернуться к этому вопросу. Но теперь он уже подготовил специальный манифест об изменения престолонаследия.

Почему он решил это сделать? Не только из-за морганатического брака Константина. Ведь когда ему давали разрешение на второй брак, он так и оставался цесаревичем, его имя упоминалось вслед за императором в официальных документах. Но дети, которые рождались от этого морганатического брака с княгиней Ловичской, они не были бы наследниками российского трона.

Вероятно, все-таки Александр учитывал и качество братьев. Константин более прямолинейный, консервативный. Почему же тогда это не стало явной причиной? Потому что Александр наверное хотел оставить за собой право на рокировку (перестановку). Александр 1 был хитрым, острожным, подозрительным правителем. Он как бы держал под колпаком сразу двух братьев. Стоило бы Николаю сделать шаг к престолу, это было бы для него чревато. И то же Константин, он не знал какова будет последняя воля царя.

Когда был подготовлен манифест, его написал архиепископ, будущий митрополит Московский, который приехал в это время в СПб. Этот манифест было решено сохранить в тайне. О том. что это решение будет принято, Константин в принципе знал, и как-то сказал брату Михаилу Павловичу, что решение состоялось, будет изготовлен специальный манифест, который будет храниться в Успенском соборе. Т.е. в принципе Константин знал, что какой-то документ Александр подготовил, хотя конкретного текста он не знал, как и Николай 1. Николай на эту тему не говорил.

Уже после того как епископ вернулся в Москву, вслед за ним вернулся Аракчеев, который вручил ему запечатанный пакет с подлинником манифеста, и он был тайком положен за алтарь в ту часть собора, куда никто не имел права входить.

Однако кроме манифеста в Успенском соборе было изготовлено еще 3 копии, которые предназначались для высших органов Российской империи: сената, синода и государственного совета. Это были копии, но на всех 4-х конвертах рукой Александра 1 было написано: в случае моей кончины вскрыть, не предпринимать никаких действий до вскрытия и прочтения этих документов в особом собрании.

В СПб какие-то слухи прошли, в отличие от Москвы, что какие-то документы положены на хранение. Но об этом знал узкий круг людей. Знал Голицын, друг семьи, бывший министр духовных дел народного просвещения; знал Аракчеев.

Итак, для всех Константин продолжает оставаться наследником и цесаревичем.

Николай Павлович довольствуется жалкой ролью бригадного генерала. Потом в 1825 году буквально за несколько месяцев до воцарения он становится дивизионным генералом. Явно его положение было не как наследника, он даже не был членом Государственного совета. Как будто Александр 1 держал его на определенном расстоянии и не торопился вводить в курс дела. Он просчитал все, кроме своей неожиданной кончины в Таганроге. Эта неожиданная смерть вместе с незавершенным делом разгрома декабристских обществ, способствовало событиям междуцарствия и восстанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Общая характеристика национальной политики Китая к национальным окраинам
Национальная политика руководства Китая складывалась на протяжении веков. Уже с середины II в. до н.э. в эпоху империи Хань Китай стал последовательно проводить политику присоединения территорий, населенных некитайскими народами. Для этого Китайское государство применяло очень гибкие методы, основанные на глубоком понимании различия в о ...

Деятельность Н.В. Калачова. Проект реформы архивного дела
Попытки реформирования архивов России во второй половине XIX века связаны с именем Николая Васильевича Калачова (1819-1885 гг.). Т.И. Хорхордина характеризует его как «одновременно ученого-юриста и историка, гражданина и архивиста»[10]. Н.В. Бржостовская отмечает, что Н.В. Калачов «наиболее значительная и авторитетная фигура в русском а ...

Возникновение государства хуннов
Хунны — исторические предки тюрков. Общими предками народов, говорящих сейчас на родственных тюркских языках, были хунны. (Одну из их ветвей этого народа, поселившуюся в Европе в IV-V вв. н.э., европейцы называли гуннами). Первую историческую государственность всех тюркских народов также создали хунны. Культура, обряды и обычаи, политич ...