по социальной опоре – буржуазия и собственническое крестьянство;

переворот 18 брюмера – результат развития термидорианского движения»[30].

В завершение рассмотрения эволюции идейно-политических взглядов Наполеона Бонапарта приведу некоторые выдержки, представляющие наибольший интерес в данном вопросе, из замечаний французского императора, приведенных в рукописи Лас Каза.

I

Когда народ в государстве развращен, законы почти бесполезны, ежели не управляется оно деспотически.

XXXV

Старые, подновленные штукатуркой, монархии существуют, доколе народ не почувствует в себе силы: в подобных сооружениях порча всегда идет от самого основания.

XC

В хорошо управляемой стране нужна главенствующая религия и зависимые от государства священники. Церковь должна быть подчинена государству, а не государство церкви.

XCIX

Монарх обязан тщательно следить за тем, чтобы раздел материальных благ не совершался слишком уж неравномерно, ибо в этом случае он не сможет ни удержать бедных, ни защитить богатых.

CLXIV

Я побился об заклад, что ни император России, ни император Австрии, ни король Пруссии, не пожелали бы стать конституционными монархами, но они поощряют к тому мелких государей, ибо хотят, чтобы те оставались ни на что не годными. Цезарю легко удавалось покорить галлов только потому, что последние всегда были разобщены под властию представительного правления.

CLXV

Самое важное в политике – следовать своей цели: средства ничего не значат.

CCCXXVIII

Человеческий разум сделал возможным три важнейшие завоевания: суд присяжных, равенство налогообложения и свободу совести, если только монархи не лишатся рассудка, они уже не станут нападать на эти три основы общественного договора.

ССССХХХIХ

Хоть я и хотел возродить достопамятные времена древности, но это никогда не простиралось столь далеко, чтобы восстановить афинскую демократию. Правление черни никогда не привлекало меня.

CCCCLIX

Моя финансовая система предусматривала уменьшение прямых налогов, кои ложатся тяжким бременем, и замену их косвенными, направленными только против роскоши и невоздержанности.»

Как видно из приведенных выше мыслей бывшего императора, имевшего возможность на острове Святой Елены пересмотреть все свои взгляды и привести их в стройных порядок, в нем сочетались монархические элементы и остатки просветительских и идей молодости. Этот симбиоз представлял собой поддержку крепкой авторитарной власти, сохранявшей основные незыблемые человеческие права (хотя во многом Наполеон во время своего правления уважал их лишь на словах, ибо по его мнению, как он сам же сказал: «самое важное в политике – следовать своей цели: средства не значат ничего»), осуждение роскоши, которую даже после перелома в своих взглядах он, как видно, продолжал считать одним из главных пороков общества, в сочетании с уважением любой собственности. Иными словами, ему была присуща буржуазно-демократическая система взглядов.

Перейдем к выводам относительно всей общественно-политической эволюции взглядов Бонапарта в целом.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Съезд о характере и движущих силах революции
III съезд РСДРП собрался в Лондоне в апреле 1905 г. Его работой руководил В. И. Ленин. Съезд дал правильную, ленинскую оценку начавшейся в России народной революции как революции буржуазно-демократической. Исходя из этого, съезд поставил перед пролетариатом главную задачу: победоносно завершить вместе со всем крестьянством буржуазно-дем ...

Третий период. Интервенция
Восстание было подавлено, но "Смута" на этом не прекратилась, так как основные противоречия не были разрешены. Летом 1607 г. на юге страны объявился Лжедмитрий II. Отряды тушинцев разоряли страну, грабили население, что вызывало его ненависть и стихийные выступления. Воспользовавшись тем, что центральная власть в России факт ...

Социальные программы.
ДО 1905 г . В России не было «партии власти» и четко выраженной социальной программы. Власть не ощущала потребности ни в том , ни в другом : она просто царствовала, опираясь в основном на насилие над личностью и обществом. Историки наших дней увидели в этом вектор развития на весь xx век: не государство и общество для человека, а челов ...