Намерению Наполеона суждено было сбыться: 18 брюмера (9 ноября) 1799 года был произведен переворот Сиейеса, 19 брюмера – узурпирован Наполеоном; установлена военная диктатура.

В конце декабря 1799 года была принята новая конституция. «Пишите конституцию кратко и… неясно» - таковым было распоряжение Наполеона. Что в итоге получилось?

Исполнительная власть по конституции была доверена трем консулам, министрам и государственному совету. Три консула были неравноправны; первую и решающую роль среди них играл первый консул (т.е. Наполеон). Два других консула располагали только совещательной властью, в случае своего несогласия они записывали личное мнение в «регистр актов» - но «решения первого консула уже достаточно»[24]. Представительные органы конституция сталкивала между собой, делая их абсолютно беспомощными. В итоге всю власть сосредоточил в своих руках Наполеон.

Новый порядок защищал интересы крупной финансовой буржуазии, а также всех собственников вообще (в т.ч. крестьян-собственников). Революционный лозунг «свобода, равенство и братство!» был заменен на «собственность, свобода, равенство!».

При первом же беглом анализе в глаза бросается сходство бонапартистского режима и протектората Кромвеля. Бонапартистский режим, как и протекторат Кромвеля, возник в итоге буржуазной революции. Они как бы вырастают из нее, венчают ее и в то же время означают конец революции. В том и другом случае эти режимы приходят на смену буржуазной республике и республиканским свободам. Эти режимы роднит их главная черта: военная диктатура, диктатура правого буржуазного типа, авторитаризм власти.

«Следовательно, речь идет не о какой-то случайности, не о «зигзаге истории», вызванном, например, внешними обстоятельствами, а о своеобразной закономерности развития буржуазных революций. И что интересно, закономерности, отмеченные самими участниками событий»[25].

Установленный Наполеоном режим характерен отказом от политики крайностей, от поддержки якобинизма и роялизма во имя установления стабильности в стране. Новая власть желала быть не только вне партий, но и над партиями.

Через две недели после переворота Наполеон сформулировал новый лозунг:

«Присоединяйтесь все к народу. Простое звание французского гражданина стоит, несомненно, много больше, чем прозвища роялиста, приверженца Клиши, якобинца, фельяна и еще тысячи и одного наименования, которые убаюкивают дух клик и в течение десяти лет ускоряют путь нации к пропасти, отчего пришло врем ее навсегда спасти».

Задачи борьбы против роялистов и якобинцев толкнули Наполеона на путь создания сильной, разветвленной полиции. Те же задачи подсказали ему и иные меры в административно-политической сфере. Полагаю, что в этот период идейные воззрения Бонапарта уступили место честолюбивой заботе о своей роли в государственной власти, которую он счел необходимым укрепить. Наполеон, хоть и действовал прежде всего в интересах крупной буржуазии, но стремился ее также подчинить своей воле, заставить служить государству, в котором с недавних пор стал видеть «самоцель».

«Эта военно-бюрократическая машина создавалась не потому, что первый консул теоретически осознал ее необходимость, а потому, что это диктовалось практическими задачами борьбы против роялистов и якобинцев, представлявшихся Бонапарту главной опасностью в то время. И эти же практические заботы повседневной борьбы толкали его и дальше по пути укрепления государственного аппарата»[26].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Самосожжения
Церковный раскол породил смятения в умах. Многие сторонники старых обрядов видели в никоновские преобразования преддверие конца света. Эсхатологические настроения, то есть ожидание кончины мира получили широкое распространение. Верующие ждали пришествие Антихриста, а некоторые шептались, что он уже явился меж людей и творит злодейства. ...

Социальная структура и управление
Сведения о социальной структуре Киевской Руси содержатся в договорах с Византией, заключенных князьями Олегом и Игорем. В них древнерусское общество представлено следующим образом: · киевский князь; · светлые и великие князья; · великие бояре; · люди русские. Таким образом, высший слой общества на Руси составляли князья и бояре. ...

Общественный строй.
Нет точных сведений, на какой ступени общественного развития стояли древние кыргызы до конца III в. до н. э. Только условно можно предположить, что в те времена кыргызы входили в какое-то крупное племенное объединение. А в 201 г. до н. э. китайские хроники впервые зафиксировали самоназвание этого племени гяньгунь - так передано иероглиф ...