Бонапарт счел нужным открыто заявить, что революция закончена, чего не набрались мужества объявить Конвент и Директория (в действительности она была задушена 9 термидора). Революция закончена, установилась прочная, стабильная власть, твердый порядок, республика собственности. Режим консульства и сам первый консул афишировали свою генетическую связь с революцией.

Крепкой авторитарной власти Бонапарт создал возвышенное и благородное обоснование, в котором первый консул являлся воплощением нации, ее персонификацией. Сама национальная идея в интерпретации Наполеона – это своего рода соревнование в военной славе и военной доблести, забвение партийных распрей во имя высшего долга перед Родиной[27]. Согласно Наполеоновской доктрине есть экономические интересы «национальные» и есть интересы всего остального человечества, где последние должны быть подчинены национальным. По сути, им была создана, как отметил А.З. Манфред, «цезаристская диктатура».

На пути дальнейшего укрепления своей власти Наполеон в 1802 году провел через сенат декрет о пожизненности своих полномочий, а через два года 10 фримера (1 декабря 1804 г.) абсолютное большинство голосов на плебисците было отдано за провозглашение Наполеона императором.

Несмотря на свою авторитарную политику, Наполеон демагогически продолжал афишировать генетическую связь его режима с революцией.

«И хотя в дальнейшем в его деятельности проявились и реакционные черты, положительного значения революции он не отрицал до последних дней своей жизни»[28].

Если выражаться корректнее, пропаганда первого консула была не совсем уж демагогической. Наполеоновский режим нельзя ни отождествлять с революцией, ни – что не менее важно – противопоставлять ей. Проблема эта носит гораздо более сложный характер.

Несмотря на восстановление сословий, было признано равенство всех перед законом. Гражданский кодекс в целом носил буржуазный характер. Никогда не нарушались и не пересматривались конституционные положения о неотчуждаемости национальных имуществ. Таковы, очевидно, по мысли Наполеона, были итоги революции, которые следовало сохранить. Следовательно, в принципе он выступал как противник феодализма. Слова, сказанные Бонапартом на острове Святой Елены генералу Бертрану: «Я сохранил все интересы революции, у меня не было оснований для ее разрушения, это составляло мою силу».

Таким образом, Наполеон отнюдь не противопоставлял свое правительство революции и не собирался этого делать. Разумеется, с течением времени, проводимые им преобразования становились все более консервативными и монархическими, но генетическую связь режима с революцией он никогда не отрицал.

Несмотря на свой деспотический характер, Наполеоновский режим в целом имел прогрессивное значение в истории.

«Наполеон нанес феодализму такие непоправимые удары, от которых он уже никогда оправиться не мог, и в этом прогрессивное значение исторической эпопеи, связанное с его именем»[29].

«Для Наполеоновского режима характерны следующие черты, если рассматривать его в развитии:

по своему происхождению – наполеоновское государство образовалось в обстановке демократических преобразований и демократической революции;

по форме власти – авторитарный и тоталитарный режим;

по отношению к различным социальным слоям и классам – пропаганда «народности» режима и «объединения и умиротворения» нации, использование также демагогических приемов, политика лавирования при сохранении главных социально-экономических завоеваний революции;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Формирование партий либерального движения
Как и многие другие партии, партия либерального направления сформировалась не сразу. Вначале начали возникать определенные идейно-политические настроения в передовых группах классов, таким образом создавались кружки. Затем оформлялись направления общественно политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или га ...

Новые информационные технологии
По уровню использования новых информационных технологий Библиотека Конгресса серьезно опередила большинство других национальных библиотек (НБ) мира. Приступив к информатизации в 1980-х гг., на сегодняшний день она добилась впечатляющих результатов. Достижения ее в этой области заслуживают отдельного обстоятельного анализа; в рамках наст ...

Истоки кыргызской государственности. Древняя Родина кыргызов.
Самым священным местом на земле для любого народа является его Отечество, Родина. Именно она даёт возможность развития и сохранения его как народа. Известно, что в истории есть народы, которые живут вблизи территории, на которой проживали их предки; но также есть и такие народы, которые в результате миграции далеко ушли от своей прарод ...