С этой же поры он стал пересматривать свое отношение к учителям. Наполеон еще раз перечел и сделал пространные выписки из трактата о неравенстве Жан-Жака Руссо, сопровождая их почти повсеместно короткой ремаркой: «Я в это не верю», «Я так не думаю». По-видимому, целью возвращения к сочинениям Руссо было желание подчеркнуть свое несогласие с тем, кого он еще недавно называл своим первым учителем.

Отмечу, что поражение не сломило Бонапарта, но наоборот закалило; он остался солдатом революции, воспринявшим ее уроки.

9 термидора (27 июля) 1794 года в результате термидоиранского переворота была свергнута якобинская диктатура. Наполеон Бонапарт из-за своих связей с Огюстеном Робеспьером сначала был арестован (10 августа) на две недели. После освобождения из-за конфликта с командованием он ушел в отставку. В критический для термидорианцев момент он был назначен Баррасом, игравшим главную роль в директории, своим помощником и отличился при разгоне роялистского мятежа в Париже (13 вандемьера 1795), после чего был произведён в чин дивизионного генерала и назначен командующим войск тыла.

Бонапарт в это время оставался республиканцем и врагом монархии по убеждениям, но его «якобинизм» был уже в прошлом. Такова характеристика второго этапа эволюции его взглядов. Это же применимо и к годам итальянской кампании (1796 – 1797).

«Приказы главнокомандующего, его обращения к итальянцам, его переписка, официальная и частная, наконец, его практическая деятельность в Италии – все подтверждает это. Иначе, впрочем, и быть не могло. Вчерашний последователь Жан-Жака Руссо, якобинец, автор «Ужина в Бокере» не мог сразу стать совсем иным»[18].

На Итальянскую землю войска Бонапарта ступали как освободители. Здесь Наполеон выполнял исторически прогрессивное дело, нанося непоправимые удары феодализму Габсбургов. Вместе с тем он подчеркивал свое уважение к собственности, оставаясь поборником буржуазной демократии. В воззвании 19 октября 1796 года к народу Болоньи он заявил: «Я враг тиранов, но прежде всего враг злодеев, разбойников, анархистов».

Его политика, как показала итальянская кампания, содержала и прогрессивные и завоевательные тенденции, противоречиво переплетавшиеся между собой.

Нечто совершенно иное представлял собой Египетский поход. В Египте, как вскоре убедился Бонапарт, он оказался в состоянии полной изоляции от населения. Он провел ряд смелых реформ антифеодального характера, но не приобрел поддержки арабов.

В отличие от Италии армия Бонапарта в Египте могла рассчитывать только на узковоенные средства достижения успеха. Социальный аспект войны оказался почти полностью исключенным. Это имело трагические последствия для французской армии: превратившись из армии освободительной, какой она все-таки была в Италии, в армию завоевателей, она стала неизмеримо слабее; при своей малочисленности и большой удаленности от основных баз она была обречена рано или поздно на поражение.

«Завоевательный характер войны в Египте пагубно влиял и на французских солдат, и на самого Бонапарта. Под палящими лучами африканского солнца, в изнуряющих походах по раскаленным пескам пустыни – во имя чего? ради чего? – блекли или, может, даже испарялись революционные чувства, верность республиканским принципам, революционный патриотизм, воодушевлявшие еще недавно тех же солдат в итальянской кампании»[19].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

История становления системы Советов как органов государственной власти в социалистической России
В своем историческом развитии Советы прошли два основных этапа. Советы вначале возникли как массовая политическая организация трудящихся - это был период первой русской революции 1905 - 1907 гг. Первые Советы возникли как органы стачечной борьбы пролетариата, как Советы рабочих депутатов, т. е. создавались главным образом по производств ...

Выговская пустынь
Возникновение самой общины следует отнести к 1694 г. Ее основателем был Данила Викулин, затем настоятелем "пустыни" стал посадский человек города Повенца Андрей Денисов, которого сменил его брат Семен Денисов. Поначалу Выгорецкая пустынь была небольшой, старообрядцы, как свидетельствует историк пустыни Иван Филиппов, жили &quo ...

Маркус Гарви и Растафарианство
Маркус Моисей Гарви (17.08.1887 – 10.06.1940) – первый из семи национальных героев Ямайки. Гарви создал одну из самых могущественных негритянских организаций UNIA (Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров).[21] Он являлся одним из предтечей рассматриваемого мною периода. Поколения, взорвашие тихий, незаметный кошмар американск ...