«Мир лейтенанта Буонапарте – это был мир Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Руссо, Рейналя, Мабли, Вольнея, мир свободолюбивой, мятежной литературы XVIII века. Могло ли быть иначе?»[8]

Бедность корсиканца, вынужденного всегда прятать руки за спину, чтобы не оказать износившиеся старые перчатки, остававшегося чужаком для своих сослуживцев, всегда озабоченного бедственным положением матери, братьев и сестер, а также судьбой своего народа в целом (напомню: едва освободившаяся от генуэзского владычества Корсика вскоре оказалась под французским господством, а Наполеон в это время оставался горячим патриотом этого края), что также отдаляло его от товарищей, и вдобавок ко всему вышеперечисленному перспектива нести свою службу без каких-либо надежд на продвижение, обусловили его восприимчивость к освободительным идеям передовой литературы эры Просвещения. С жадностью их впитывая, он пытался найти решение вопросов, рожденных тяжкой жизнью и проблемами, обступившими со всех сторон.

«В 1788 году, находясь на королевской службе, лейтенант Буонапартье писал: в Европе «остается очень мало королей, которые не заслуживают быть низложенными». Надо ли было выражать свои мысли яснее? В эпоху, когда подавляющее большинство передовых людей во Франции высказывалось в пользу конституционной монархии, юный лейтенант артиллерии в черновых записях ставил под сомнение законность самого института монархии и утверждал, что в двенадцати королевствах Европы монарший трон находится в руках узурпаторов. Это ли не революционные мысли?»[9].

Замечен факт, что, обосновывая свои мысли, юный Бонапарт прибегал к терминам («народный суверенитет», «общественный договор», «социальный пакт» и др.), неопровержимо доказывающим, что уже в то время он был знаком с работами Жан Жака Руссо и находился под их влиянием.

Добавлю также, что некоторые следы влияния просветителей можно обнаружить и много позже. Например, даже в рукописи Лас Каза можно найти следующее высказывание:

«Человеческий разум сделал возможным три важнейшие завоевания: суд присяжных, равенство налогообложения и свободу совести, если только монархи не лишатся рассудка, они уже не станут нападать на эти три основы общественного договора»[10]

Уже к восемнадцати-двадцати годам у Наполеона сложилась собственная система взглядов. Суть их сводится к следующему: современный ему общественный строй плох и несправедлив, покоится на ложных основаниях, противоречащих естественным законам и естественной природе человека, чье общество, в отличие от животного мира, основано на согласии. «Люди рождаются ради счастья». Наслаждение благами жизни – вот высшее предназначение человека, обусловливаемое естественными законами. Но в современному обществу, по мнению Бонапарта, эти незыблемые естественные права попраны. Естественное стремление человека к равенству грубо нарушено, повсеместно господствует неравенство, а мир разделен на два класса: богатых (господствующих) и бедных (угнетенных). А сами богатство и роскошь гибельны: они развращают нравы, разлагают общество; богатство одних – немногих, основанное на нищете и страданиях других – большинства, - несправедливость, противоречащая человеческой натуре.[11]

Тем не менее, определенность взглядов Бонапарта наблюдалась не во всем. Он не имел устойчивого мнения о том, как преодолеть царящее зло, по какому пути следует идти, чтобы сделать мир лучше и привести его к согласию с природой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Каракамышские Руины
Известно, что Каракамышские Руины, часть которой находится на границе Сирии к югу от Каракамыш, являлся населенным пунктом, начало которого происходит со времен Неолитической эпохи. Найденные здесь различные произведения античного искусства, находятся в Анкарском Анатолийском Музее Античных Искусств. ...

Прочие реформы
К н. 1860-х число городов в России увеличилось. Многие из них по числу жителей и характеру хозяйства не соответствовали понятию "город". Подавляющее число городов имело население менее 5 тыс. жителей. Наряду с этим было много населённых пунктов с развитой промышленностью и торговлей, но причислялись они к разряду сёл. Складыва ...

Политическая борьба в период правления Карла I (накануне первой буржуазной революции). Основные вопросы политической борьбы
В основе политической борьбы накануне первой английской революции лежали два вопроса, связанных с задачами, границами распространения и пониманием роли королевской власти. Первый — должен ли король «советоваться» с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах? Второй - в области внутренней политики к след ...