Когда будущий полководец поступил в кадетскую школу в Бриене (1779), уже с этих пор он

В 1779 году судьба направила будущего полководца в кадетскую школу в Бриенне. Уже с этих пор замечено пристрастие молодого Бонапарта к истории. Уцелевшие тетради его записей показывают, с какой тщательностью Наполеон изучал, делая выписки, синтезируя прочитанное, историю древнего мира (Египта, Ассирии, Вавилона, Персии, античных государств), конспектируя не только исторические труды, но и тексты античных авторов (в переводе на французский язык).

В его тетрадях сохранились обширные записи по истории Англии, царствовании прусского короля Фридриха II, изложение двухтомной истории арабов аббата Мариньи, истории Флоренции Макиавелли, истории Франции Мабли, обширные заметки по истории Сорбонны и многое другое.

Он стремился не только досконально изучить историю, но и осмыслить уроки прошлого. В его тетрадях конспективное изложение исторических фактов перемежается с авторской речью.

«Эти несколько страничек, написанных «от себя», примечательны прежде всего своими политическими настроениями юного Бонапарта. История античного мира укрепляла его любовь к свободе, его вражду к деспотизму, угнетению. «…Тогда деспотизм поднимает свою отвратительную голову, и униженный человек теряет свою свободу и свою энергию…» - в таком тоне излагаются его рассуждения. История Афин давала ему повод поставить вопрос и преимуществах монархии или республики. «Можно ли заключить, что монархическое правление является наиболее естественным и первостепенным? Нет, без сомнения», - отвечает юный автор».[5]

Длительное и скрупулезное изучение истории (и сопредельных с нею отраслей науки) сделало Бонапарта, во-первых, ее знатоком – выступления, беседы первого консула, а затем императора почти всегда содержали ссылки на исторические примеры, исторические факты и имена. Заслуживает внимания его склонность к анализу социального содержания исторического процесса, вскрытию подосновы исторических явлений. А во-вторых, увлеченность этой наукой оказало и несомненное влияние на идейное развитие Бонапарта.

В одном из произведений – «Диалоге о любви» (1791) – Бонапарт в споре с де Мази настаивает на том, что современный социальный строй не может быть понят без учета тех изменений, которым подвергся человек со времени своего появления на земле, превратившийся постепенно в совсем иное существо. «Допускаете ли вы, что без этих изменений столько людей терпело бы страдания, испытываемые от гнета кучки крупных сеньоров, и люди, которым не хватает хлеба, мирились бы с великолепными дворцами?».

«Остроту социальных противоречий, которую с такой ясностью видел двадцатидвухлетний автор «Диалога о любви», он объяснял прежде всего исторически. Историзм мышления сохранялся до поры до времени и у зрелого Бонапарта».[6]

Вместе с тем следует заметить, что при всем ее значении для интеллектуального становления Бонапарта история не была главной наукой его юности. Молодой Бонапарт был не только солдатом - прежде всего он был сыном своего времени. Что это значило применительно к XIII веку? В качестве ответа на этот вопрос приведу несколько цитат, и вновь из труда А.З. Манфреда:

«В XVIII веке это значило, помимо прочего, что он также принадлежал к столь распространенной среди молодых людей породе неудовлетворенных и что исцеления от окружавшего зла он искал в неотразимой, как тогда казалось, силе разума и смелой критике старого общественного строя, которую несли с собой освободительные идеи века Просвещения».[7]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Древнее царство
Древнее царство охватывает период около 2700—2400 гг. до н. э. В это время в Египте образовалось первое сильное централизованное рабовладельческое государство. Древнее царство отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных ...

Культура
Создание свода законов «Тайхорё» способствовало внедрению в сознание японского общества идеи законности сложившегося в стране порядка. Укреплению императорской власти способствовали первые летописи: «Запись древних дел» («Кодзики» — 712 г.) и «Анналы Японии» («Нихонги» — 720 г.), в которых были зафиксированы древние мифы, старинные лег ...

Павел I
Павел I (1796 - 1801) родился в 1754 г., и правившая тогда Елизавета Петровна видела в нем будущего наследника. Однако Екатерина II желала отстранить Павла от престола и удалить его из столицы: для этого он был отправлен в длительное свадебное путешествие по странам Европы, а затем подарила ему Гатчину, где Павел проводил все время, лиш ...