Первые из «Ученой Дружины»Страница 5
В 1898 г. Федоров подал прошение об отставке. Умер он в 1903 г. Память о нем в РГБ живет: в книгах, рукописях, делах, идеях, в живописном образе Федорова, оставленном нам художником Л.О. Пастернаком, который, будучи читателем Библиотеки, пользовался помощью Н.Ф. Федорова. Незаметно для Федорова Пастернак нарисовал с натуры портрет этого "своего рода святого - по высоким нравственным принципам и по аскетическому образу жизни". На рисунке, сделанном еще в 1902 г, художник изобразил трех философов, часто бывавших в Библиотеке, многие часы проводивших в беседах между собой: Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров. Рисунок этот хранится в теперь в Отделе рукописей РГБ. Позже, уже в 1920-е гг., Пастернак напишет две картины на ту же тему. Одна из картин была художником подарена Музею Л.Н. Толстого в Москве, другая находится в семье художника в Англии. В 1919 г. Ученая коллегия Государственного Румянцевского музея заказала Л.О. Пастернаку портрет Н.Ф. Федорова. Тогда же художник написал портрет пастелью, и теперь этот портрет находится в Музее истории РГБ.
Недавно стало известно еще об одном прекрасном портрете Николая Федоровича Федорова. Художник - С.А. Коровин. Портрет долго был в фонде Музея истории Москвы, а недавно был представлен в экспозиции. Время создания этого портрета, написанного маслом на холсте - 1902 г. Четвертьвековое служение Николая Федоровича Федорова в Московском публичном и Румянцевском музеях было знаковым как для самого Н.Ф. Федорова, так и для Музеев, их Библиотеки. Здесь считали за честь трудиться выдающиеся ученые, профессора Московского университета. В 1875 г. в Музеях по штату было всего 20 человек, из которых в Библиотеке - 7. Всего за время служения Н.Ф. Федорова в Музеях в разные годы по штату числилось 46 человек, да еще 14 вольнотрудящихся и "низших служащих".
Во времена служения Н.Ф. Федорова хранителями отделений Музеев были: Николай Григорьевич Керцелли (в 1870-1880 гг. - хранитель Дашковского этнографического музея при Музеях; действительный член Императорского русского общества акклиматизации животных и растений, действительный член Парижского общества акклиматизации, действительный член Императорского общества любителей естествознания при Императорском Московском университете, действительный член Комитета шелководства при Императорском обществе сельского хозяйства, действительный член Московского общества распространения технических знаний и др.); продолжал трудиться Карл Карлович Герц, хранитель коллекции изящных искусств; Георгий Дмитриевич Филимонов (в 1870-1898 гг. - хранитель отделения христианских и русских древностей, действительный член Общества любителей Российской словесности, член-корреспондент Общества шведских антиквариев, почетный член Императорского общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, почетный член Общества любителей древней письменности, действительный член Одесского общества истории и древностей и др., неоднократно за свои труды награждался учеными обществами золотыми и серебряными медалями); продолжал трудиться хранитель этнографического кабинета Карл Иванович Ренар; Всеволод Федорович Миллер (в 1885-1897 гг. - хранитель Дашковского этнографического музея, ординарный профессор Московского университета по кафедре сравнительного языкознания и санскритского языка, оставил службу в Московском публичном и Румяцевском музеях по случаю назначения его на должность директора Лазаревского института восточных языков); Иван Владимирович Цветаев, трудившийся в Музеях в1882-1910.
Крестьянин в обстановке новой экономической политики
В хозяйственном развитии намечались две линии: «… одна линия развития – капиталистическая, когда на одном полюсе накапливается капитал, а на другом – наемный труд, нищета. Другая линия развития – через наиболее понятные, легкие и доступные крестьянству приемы кооперации – к социализму».[1]
Крестьянская беднота – типичная фигура деревни ...
Первый Президент СССР
Выдвижение XIX партийной конференцией важного проекта конституционной реформы стало вторым этапом политических преобразований. Которое новое руководство рассматривало как решающей. Эта реформа в конечном итоге привела к установлению двухуровневой системы – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избранный из депутатов съезда, - ...
Западноевропейское общество в средние века
Средневековое европейское общество было иерархическим. Во главе его стоял король - верховный сюзерен всех феодалов. На следующем уровне располагались крупные светские и духовные феодалы - князья, графы, архиепископы и епископы, считавшиеся вассалами короля. Получая земли (нередко это были целые области), они приносили присягу верно ...