Хранителями отделения рукописей и старопечатных книг, с которым на протяжении всей своей истории Библиотека была особенно тесно связана, были А.Е. Викторов, Д.П. Лебедев, С.О. Долгов. Сейчас каждому из них посвящаются страницы энциклопедий, о них пишутся книги, статьи. Дмитрий Петрович Лебедев в 1879-1891 гг. - сначала помощник А.Е. Викторова по отделению рукописей, а после кончины Викторова заменил его на посту хранителя отделения. Высокообразованный историк, археограф Лебедев много сделал по раскрытию, описанию рукописных коллекций из фонда Музеев, в том числе собрания своего наставника и учителя А.Е. Викторова. Семен Осипович Долгов, историк, археолог, археограф, автор многих ученых трудов, в 1883-1892 гг. - помощник хранителя отделения рукописей.

Н.Ф. Федоров трудился дежурным при Читальном зале Музеев, когда библиотекарями Музеев были Е.Ф. Корш (1862-1893) и Николай Ильич Стороженко (1893-1906), заслуженный профессор Московского университета, основоположник научного шекспироведения в России. Помощниками библиотекаря и дежурными при Читальном зале были будущий известный библиотековед Антон Иеронимович Калишевский, Яков Герасимович Квасков, известный славяновед Николай Александрович Янчук, будущий заведующий отделом руописей Григорий Петрович Георгиевский.

Те, кто трудился рядом с Николаем Федоровичем Федоровым, не могли не понимать его значимости, неординарности. Легенды о нем намного пережили его земной путь. Интеллигентность, мудрость людей, людей с высокими степенями и учеными званиями, титулами и авторитетом не только в науке, но и при Дворе императора исключали их ревность к Федорову, к его широкой известности. Именно это и позволяло каждому из них светить своим, особенным светом. Федоров был одним из тех, кто служил науке, обществу, общему делу в Румянцевском музее, и при этом оставался единственным, имя кому Николай Федорович Федоров.

Н.Ф. Федоров пришел в Московский публичный и Румянцевский музеи при В.А. Дашкове, а покинул Библиотеку Музеев уже при директоре Михаиле Алексеевиче Веневитинове, который в 1896 г. сменил В.А. Дашкова на посту директора Музеев.

Известный ученый М.А. Веневитинов

(1844-1901), историк, археолог, археограф он с 1897 г. был почетным членом Российской Академии наук. Он приходился племянником поэту Д.В. Веневитинову. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета был на государственной службе, принимал участие в трудах Н.В. Калачова по устройству архивов, редактировал издания Православного Палестинского общества, был членом Общества любителей Российской словесности, почетным членом Русского библиографического общества. Принимал живое участие в деле оказания помощи голодающим крестьянам. Недолго, с 1896 по 1901 г. был Веневитинов директором Музеев, но ему удалось не только внести весомый вклад в развитие Музеев, но и много сделать для сотрудников. Он всегда близко к сердцу принимал интересы своих коллег. Благодаря его усилиям был увеличен штат, сотрудники получили прибавку к жалованию.

В 1897 г. усилиями писательницы Е.С. Некрасовой при живом сочувствии директора Веневитинова в Библиотеке Музеев была открыта "Комната людей 40-х годов", где были собраны материалы, связанные с А.И. Герценым и Н.П. Огаревым, их окружением. "Комната людей 40-х годов" стала первым музеем общественного движения в России. При Веневитинове С.А. Толстая передала в Музеи дневники, рукописи, письма Л.Н. Толстого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Осуществление карательными органами массовых репрессий в Западной Сибири. Взаимосвязь культа личности с массовыми репрессиями в СССР в 30-е годы
Репрессии 30-х годов в СССР неотъемлемо связана с такими терминами как "культ личности", "сталинизм", "сталинщина". Многие историки и публицисты обращаются к этой теме, пытаясь объяснить суть этих терминов, и, конечно же, каждый толкует их по-своему. И по-своему объясняет причины появления, укрепления, разв ...

Древнерусская литература и ее жанры
В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII ст. Материалом для письма служил перга ...

Общественный строй Вавилонского государства
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы (“вардум”) составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом к ...