В 1900 г. читальный зал Музеев после ремонта "к всеобщему удовольствию" получил электрическое освещение вместо прежнего газового. С 1860-х гг. сам М.А. Веневитинов неоднократно передавал в фонд Музеев ценные книги и рукописи, в том числе коллекцию книг по русскому расколу, автографы Н.П. Румянцева, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. На личные средства Веневитинова для Библиотеки Музеев в 1899 г. были приобретены превосходно подобранная трехтысячная библиотека по истории, этнографии, литературе славянских народов Н.А. Попова и библиотека профессора А.Л. Дювернуа - около 300 сочинений на чешском, сербском, польском языках. Наследники Михаила Алексеевича пожертвовали в пользу Музеев его богатую библиотеку и большую часть его рукописного семейного архива. С 29 февраля 1901 г. и до самой кончины, оставаясь директором Музеев, М.А. Веневитинов был товарищем попечителя Музеев, гофмейстером Высочайшего двора, почетным членом Московского публичного и Румянцевского музеев.

Иван Владимирович Цветаев

(1847-1913), брат филолога Д.В. Цветаева, отец Марины и Анастасии Цветаевых, окончил историко-филологический факультет Московского университета. В Музеи поступил на службу в 1882 г. и 28 лет отдал этому служению. Заведующий гравюрным отделом, заведуюший отделением изящных искусств и классических древностей, директор (1901-1910) Музеев. Цветаев был инициатором сбора частных пожертвований на приобретение коллекций и строительство зданий Музеев. Он изменил в интересах посетителей режим работы Музеев, при нем было увеличено число мест в читальном зале. При Цветаеве в Музеях были проведены большие строительные работы, обновлены здания. Продолжался рост фонда, в том числе и за счет богатых пожертвований. Так, по завещанию К.Т. Солдатенкова в Музеи поступила его богатейшая коллекция; в собственность Музеев учениками профессора Н.С. Тихонравова М.В. и С.В. Сабашниковыми была передана приобретенная на их средства библиотека и собрание рукописей Тихонравова. Сам И.В. Цветаев, члены его семьи неоднократно передавали в фонд Музеев свои пожертвования.

При Цветаеве под влиянием революционной ситуации в стране были утверждены новые правила о Совете Музеев: в состав Совета впервые введены помощники библиотекаря и хранителей, консерватор картинной галереи, заведующий читальным залом. Цветаев - действительный член Петербургской Академии художеств, член-корреспондент по разряду классической филологии и археологии филологического отделения Российской Академии наук, почетный член Болонского университета, профессор Московского, Киевского, Варшавского университетов, основатель и первый директор Музея изящных искусств (ныне - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Многими высокими наградами России, Италии, Пруссии отмечены его заслуги перед российской и мировой культурой, а на здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина сегодня - мемориальная доска в память И.В. Цветаева. В 1913 г. Цветаев был единогласно избран почетным членом Московского публичного и Румянцевского музеев.

С 1910 по 1921 г. директором Музеев был князь Василий Дмитриевич Голицын

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материальная и духовная культура саков
Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты ст ...

Культурные связи Древней Руси и меценатство
О широких культурных связях Древней Руси ХІ-ХІІ ст. мы можем узнать из побочных данных. Французский средневековый эпос часто вспоминает "прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и замечательные кольчуги, которые у нас делали уже в IX ст., тогда как в Западной Европе их начали производить только в XII ст. Кольч ...

В годы революции 1905-1907 гг.
Первая российская революция кардинально изменила взгляды Струве. Его либерализм становится консервативным. Петр Бернгардович стал теперь в оппозицию к русскому революционному движению, подчеркивал опасность и гибельность политического максимализма, накала революционных страстей. Идея классовой борьбы, по его мнению, была творчески беспл ...