Отношения гетмана П.Сагадачного Речью ПосполитойСтраница 5
Потеряв всякую надежду на скорое завершение войны, турки начали длительную осаду польского и казацкого войска. В течение нескольких недель продолжались локальные бои между обеими сторонами. И только после прибытия в турецкий лагерь 20-тысячного подкрепления Осман II решился на новое сражение. 28 сентября отборные султанские войска начали наступление. Почти целый день длилась эта кровопролитная битва.
«Более 60 пушек гремело беспрерывно, небо пылало, а воздух омрачался от дыма, земля дрожала, стонали леса, скалы распадались в куски. Что видел глаз к течение целого дня, того не описать на одной или двух страницах; нельзя выразить в точности, с каким пылом и мужеством или скорее отчаянием сражались обе стороны»[24].
Однако все атаки турецких войск были отбиты. И снова находчивость П. Сагайдачного, который ударом с тыла вынудил турок к бегству, решила исход этого сражения.
Вклад казацкого войска и его предводителя гетмана Петра Сагайдачного в разгром турецких войск в Хотинской войне 1621 г. воистину. неоценим. По существу, Польша была спасена от иноземного порабощения, утраты своей государственной независимости, а польский народ — потери своего этнического лица. Медлительность К. Ходкевича и других шляхетских военачальников, их попытки достичь победы над противником за счет пролитой казацкой крови не могут затмить другого, исторически значимого аспекта этих событий. Впервые после Грюнвальдской битвы представители двух великих славянских народов продемонстрировали на поле брани свою готовность к совместной борьбе против иноземных поработителей во имя идеалов свободы и независимости родной земли. Немаловажен и тот факт, что в сражении под Хотином принимали участие молдаване, местное украинское население, а также отряд донских казаков.
Значение событий под Хотином не ограничивалось локальными рамками. Оно вышло далеко за пределы Украины и Польши. С уверенностью можно утверждать, что победа в войне остановила дальнейшее продвижение султанской Турции в другие европейские страны и стала предвестником ее упадка.
Сражение под Хотином явилось последним эпизодом на богатом ратными подвигами жизненном пути П. Сагайдачного. Раненный в одном из сентябрьских боев, гетман тяжело и долго болел. В середине ноября 1621 г. его перевезли в Киев « .на томже пляцу тот наш гетман постреленый приехал до Киева, наполы умерлый»[25].
Однако будучи уже смертельно больным, гетман не устранился от общественно-политической жизни. В числе своих главных забот он считал необходимым добиться признания королевским правительством церковной иерархии, восстановленной иерусалимским патриархом Феофаном на Украине. С этой целью в начале 1622 г. в Варшаву выехало особое казацкое посольство, которое должно было ходатайствовать перед сеймом об уничтожении унии и «успокоении православных». Одновременно гетман написал два письма польскому королю. Выдержанные в лояльной форме, они, тем не менее, содержали требование прекратить преследование и «озлобление» казаков, а также положить конец распространению униатства на украинских землях. Однако П. Сагайдачному уже не суждено было пережить горечь разочарования результатами казацкой миссии. Он скончался 10 апреля 1622 г. в Киеве.
За несколько дней до смерти в присутствии киевского митрополита Иова Борецкого и своего преемника на гетманском поприще Олифера Голуба при доброй памяти и здоровом умысле, П. Сагайдачный составил духовное завещание, согласно которому передавал полторы тысячи золотых на школу «…братства Львовского, на науку и на цвиченья бакаларов учоных . на выхованье ученого майстра, в греческом языку беглого .»[26]. Значительную сумму он передал Киевскому братству, в которое ранее вписался со всем Войском Запорожским, а также завещал денежные вклады ряду церквей, монастырей и школ. Погребение П. Сагайдачного состоялось в церкви Киевского братства. Во время похорон двадцать студентов один за другим декламировали стихи, в которых славили и возвеличивали покойного гетмана, воспевали его заслуги в борьбе против султанской Турции, вклад в развитие наук, утверждение казацких вольностей и поддержку православной церкви.
Внутренняя критика
Внутренняя критика представляет собой следующий и завершающий этап критического анализа источника. На этом этапе критика источника основывается на герменевтике, теории и искусству истолкования исторических (и вообще литературных) текстов. Познающему субъекту важно предельно возможно выявить степень достоверности и научно значимой ценнос ...
Общественный строй.
Нет точных сведений, на какой ступени общественного развития стояли древние кыргызы до конца III в. до н. э. Только условно можно предположить, что в те времена кыргызы входили в какое-то крупное племенное объединение. А в 201 г. до н. э. китайские хроники впервые зафиксировали самоназвание этого племени гяньгунь - так передано иероглиф ...
Чины
До XVIII в. чины не имели широкого распространения и еще не вполне отделились от обозначения должностного положения или знатного родового происхождения лица, находившегося при дворе или на службе у великого князя или царя. В условиях местничества каждый чин (должность) занимал определенное место в ряду других, но четкой системы пожалова ...