Несомненно, это не лучшая страница в жизни и политической биографии прославленного казацкого предво­дителя. И историкам еще предстоит дать глубокую и объективную оценку этому событию. Здесь же мы только отметим, что ученые иногда игнорируют общий контекст развития событий на Украине во втором десятилетии XVII в. Не исключено, что походом на Москву Сагайдач­ный и часть лиц (светских и духовных), группировавшихся вокруг него, «оплачивали» известную сеймовую конституцию «О религии гречес­кой», которая предполагала свободу вероисповедания в Речи Посполи­той. Одну из причин предпринятой казаками акции К.Г.Гуслистый усматривает во «враждебном отношении части украинского казачества к правительству Михаила Федоровича, дипломаты которого в это время поддерживали отношения с Турцией и Крымом, побуждая их орды к нападению на Речь Посполитую, что угрожало украинским землям».

В этой связи возникает другой, не менее важный вопрос: какое место занимает эпизод 1618 г. в политической карьере Петра Сагайдачного и каково его принципиальное отношение к идее русско-украин­ского единения? Предыдущая, а главным образом последующая дея­тельность гетмана дают возможность ответить на него определенно и однозначно — он являлся сторонником союза Украины с Россией. Уже в январе 1620 г. послы П. Сагайдачного, возглавляемые атаманом Петром Одинцом, через Путивль направились в Москву. 26 февраля они были официально приняты думными дьяками Иваном Граматиным и Саввой Романчюковым. Во время церемонии встречи послы от имени всего Войска Запорожского заявили, что «они все хотят ему, великому государю, служить головами своими по-прежнему, как оне служили прежним великим российским государем и в их государских повелени­ях были, и на недругов их ходили, и крымские улусы громили .». Орга­низация посольства в Москву — это хорошо продуманная политическая акция П. Сагайдачного. Направленность и содержание переговоров в Посольской палате Кремля также не вызывают ни малейших сомне­ний: речь шла о предложении казаков перейти на службу к русскому царю. Дипломатическая миссия запорожцев не увенчалась тогда успе­хом. Послам было выдано «легкое царское жалование 300 рублей де­нег», но подписание соглашения не состоялось. Тем не менее направле­ние первого посольства в Москву свидетельствовало о появлении каче­ственно новых тенденций в освободительном движении на Украине. И характерно, что у истоков этих тенденций стоял П. Сагайдачный.

Осуществление этой важной политической акции не было случай­ностью, как это может показаться на первый взгляд. Ведь почти одно­временно, как писал М. Смотрицкий, «…гетман, мучимый укорами совести, от имени всего Войска Запорожского просил иерусалимского патриарха Феофана «об отпущении греха разлития крови христианской в Москве»[17]. Согласно сообщениям другого источника, реакция Феофана на эти слова была суровой и однозначной. Он «…бранил казаков за то, что они ходили на Москву, говоря, что они подпали проклятию, указывая для этого то основание, что Москва — христиане»[18].

На новом этапе развития освободительного движения, которое объединяло различные слои населения (православную шляхту и духо­венство, горожан, казачество, крестьянство), важнейшим событием яви­лось возобновление деятельности на Украине православной иерархии, которая после Брестской церковной унии 1596 г. прекратила свое существование. В этой политической акции свою роль суждено было сыг­рать П. Сагайдачному. Близкие отношения между гетманом и патри­архом Феофаном, который выполнил эту важнейшую миссию, вряд ли можно считать случайными. Не исключено, что еще атаман Петр Одинец в феврале 1620 г. по поручению Сагайдачного встречался с патри­архом в Москве, где изложил позицию гетмана по этому вопросу. В мар­те Феофан прибыл на Украину.

На границе его встречали запорожские казаки во главе с Сагайдачным, которые, согласно сообщению Густынской летописи, «обточиша его стражбою, яки пчелы матицу свою», сопроводили в Киев. Здесь Феофан общался с представителями местно­го братства, православным духовенством. Он побывал в знаменитом казацком Трахтемировском монастыре. 6 октября 1621 г. в братской Богоявленской церкви патриарх посвятил межигорского игумена Исайю Копинского в сан перемышльского епископа, игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого в сан киевского митрополи­та, а Мелетия Смотрицкого в сан полоцкого архиепископа. Очевидно, нет надобности доказывать, что осуществление этой акции, значение которой вышло далеко за религиозные рамки, стало возможным только благодаря мощной поддержке Войска Запорожского и лично Петра Сагайдачного (к тому времени уже полковника). Несмотря на ограни­ченность целей, которые ставили перед собой представители высшего православного духовенства, их действия, направленные против экспан­сии католицизма и униатства, объективно способствовали усилению освободительного движения народных масс Украины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Защита Польши, предотвращение турецкого наступления на Европу
В 1620 году состоялась Цецорская битва, в ходе которой польские войска были на голову разгромлены турками. Погиб коронный гетман (главнокомандующий) С.Жолкевский (бывший победитель с.Наливайко), часть польских военачальников попала в плен. Украинская летопись объясняет причины поражения поляков тем, что себялюбивый украинофоб Жолкевски ...

Революционное движение и Сунь Ятсен.
С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в дея­тельности другой группы оппозиционеров — китайских револю­ционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжур­ской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, была способна обеспечить достижение независимости ...

Накануне 1825 г.. Формирование декабристской идеологии
Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т.е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили экономический прогресс. Самым нетерпимым для передовых русских людей было крепостное право. Оно олицетворяло собой все недостатки ...