Промышленный переворот – это мировой процесс, который определялся общими законами и одновременно имел свои особенности в каждой стране.

Промышленный переворот в Германии начался с большим опозданием – в 30-х годах XIX ст. Медленность экономического развития объяснялась политической раздробленностью немецких земель, господством феодальной системы землевладения, которое сдерживало формирование свободной рабочей силы, сохранением цеховой системы. Создание Таможенного союза (в 1833 г.), унификация монетного обращения и весовых систем ускорили формирование и расширение национального рынка.

На начальном этапе, который охватывал период с ЗО – до 50-х годов XIX ст., существенные изменения происходили в легкой промышленности: хлопковые и шелковой – в Саксонии, суконной, – в Рейнском районе и Пруссаке За 1834–1838 гг. было построено 45 новых фабрик, за 1833–1846 гг. – лишь в Силезии 8 хлопковых и 128 льнопрядильное фабрик.

Значительных успехов достигла горная промышленность. В середине XIX с добывали более чем 3 млн. т угля, выплавляли 200 т чугуну. Особенно быстро развивался Рейнско-вестфальский промышленный район, которому была сосредоточена четвертая часть промышленных рабочий Германии. Однако это была мануфактурная промышленность. В 1846 г. 200 домн Рейнске-вестфальского района только 32 работали на каменном угле, а печи были на 9 заводах. Паровые двигатели распространились практически в 30-40-х годах. В 1822 г. работали 2 паровых машины, в 1847 г. их стало 1139 мощностью 21,7 жал к. с. Первую железную дорогу протяжностью 12 км. было построено в 1835 г. Длина железных дорог в 1848 г. достигла 2,5 тыс. км. В 40-х годах капиталовложения в строительство железных дорог составляли 450 млн. марок. Использовали преимущественно английские паровозы. Работали четыре завода локомотивов: два в Берлине, Хемници, Кассели. Количество пароходов выросли с 4 до 90.

Для этого периода характерные достижения немецкой техники: установка для быстрого книгопечатания (в 1814 г.), цилиндрово-точильный (в 1803 г.), горизонтальный (в 1807 г.), набивной (в 1836 г.) станок. В целом по важным экономическим показателям Германия отставала от Великобритании: по добыче угля в 11 раз, выплавлением чугуна – в 5,6 раз, мощностью паровых двигателей – в 5 раз, протяжностью железных дорог – в 2 раза. Во всех отраслях преобладало мелкое производство. Промышленное население Прусии составляло 11%. Общая численность промышленных рабочих на транспорте, в торговле равнялась 1 млн. Германия оставалась сельскохозяйственной страной. На ее рынке господствовали английские промышленные товары.

Промышленный переворот в Германии завершился в 50–70-х годах XIX ст. после буржуазной революции 1848–1849 гг. Его темпы характеризуют такие экономические показатели: продукция тяжелой промышленности, выплавления чугуна, потребления хлопка выросли в 3 раза, добыча угля – в 4, мощность паровых двигателей – в 9 раз, протяжность железных дорог – в 3,3 раза (19,6 тыс. км.). В 1861–1870 гг. выпуск средств производства увеличился на 23%, средств потребления – на 9%. Машинное производство победило. В результате интенсивного грюндерства (основание) лишь в Прусии образовалось 395 акционерных компаний с капиталом в 2,4 млрд. марок.

Важными отраслями немецкой промышленности стали горная, металлургическая (на 9/10 работала на коксе), химическая, машиностроение, военная. Исключительное значение имело железнодорожное строительство, капиталовложения в которое в 1870 г. составляли 4 млрд. марок. Оно ликвидировало экономическую разъединенность Германии, превратило ее в страну европейского транзита, стимулировало подъем угольной и металлургической отраслей, способствовало росту товарооборота. Немецкая индустрия развивалась на базе отечественного оборудования, применяя последние технические новинки, ее изделия успешно конкурировали с английскими на внутреннем и внешнем рынках. На основе открытия в 1865 г. немецкими специалистами способа получения красителей из каменного угля сформировалась анилиновая промышленность. Начало развиваться калийное производство. Появилась новая отрасль – электротехническая, что обслуживала телеграф и электрическую сигнализацию. Фирма «Сименс и Галльское» прокладывала телеграфные линии не только в Германии, но и в Великобритании, России, Африке.

Страницы: 1 2 3 4

 «Муравьевский Век» на Амуре. Россия на Дальнем Востоке в середине XIX века
Нерешенность Амурского вопроса замедляла экономическое развитие русского Даль­него Востока. Тихоокеанское побережье было отрезано от всей стра­ны многими тысячами верст таежного бездорожья. Единственным средством связи с побережьем являлись вьючные тропы, одна из которых имела громкое название Якутско-Охотского тракта. Отсут­ствие удобн ...

Таиланд в середине XVII — середине XIX вв.
С середины XVII в. значительную роль в жизни Сиама стала играть голландская Ост-Индская компания, имевшая своей целью монополизировать его внешнюю торговлю. Чтобы в какой-то степени этому противостоять, сиамское правительство само стало скупать у них товары, а затем перепродавать на внутреннем рынке. В 30-40 гг. XVII в. отношения между ...

Завершающий этап деятельности АРА и других зарубежных организаций.
На 9 февраля 1922г. вклад АРА и американских организаций и частных лиц под ее контролем составил сумму 42 млн. долл., Советской России – около 12 млн. 200 тыс. долл., организация Ф. Нансена вместе с другими, кто находился под ее «крылом», – около 4 млн. долл.[70] Всего за два года АРА было израсходовано около 78 млн. долларов, из которы ...