Если первый поход монгольских войск на Кавказ носил разведывательный характер, то второй поход ставил иные цели: прочно укрепиться в этом регионе, превратить его в плацдарм для последующих бросков на Север, в южнорусские степи. Разгром Джалаладдина облегчил завоевание Южного и Северного Азербайджана. Один за другим были захвачены города Марата, Тебриз, Гянджа, Шамхор. Далее монголы вновь двинулись на Дербент.

Планомерное завоевание Северного Кавказа началось вслед за началом завоевания русских земель. Как известно, многочисленная монгольская армия подкреплённая отрядами покорённых народов, разгромила в течение 1236-1239 гг. кипчаков и волжских булгар, ворвалась в русские земли, захватив Рязань, Коломну, Москву, Владимир, Суздаль и, наконец, Киев (1240 г).

В то же самое время часть монгольских войск была занята завоевательными войнами на Северо-Восточном и Центральном Кавказе[18]. В 1237 г. они "пошли походом на черкесов и зимою убили государя тамошнего по имени Тукара"[19]. За походом в Адыгею последовало вторжение в Крым, а осенью 1238 г. они двинулись на алан, захватили после длительной осады их столицу крупный город Магас, жители которого были жестоко наказаны[20], а город был разрушен до основания. Монголы оставили от этого города только имя его и нашли там много добычи"[21].

Именно в это время другие монгольские отряды, завоевавшие уже земли Азербайджана, ворвались в Дагестан, "что должно было не только обеспечить тыл улуса Джучи с этой стороны, но и создать плацдарм для вторжения его войск в Закавказье через Дербентский проход"[22]. Рашид ад-дин пишет о монголах, что весной 1239 г., "назначив войско для похода, они поручили его Букдаю и послали его к Тимур-Кахалка с тем, чтобы он занял и область Авир"[23]. Тимур Кахалка (в пер. с монгольского " Железные ворота"), упоминаемый здесь, это Дербент, который был взят и разрушен. Монах минорит Гильом Рубрук, посетивший город в 1253 г., писал, что " . татары разрушили верхушки башен и бойницы стен, сравняв башни со стеною. Внизу этого города земля считалась прежде за настоящий рай земной"[24].

В настоящее время обоснованно отвергнуто мнение Рубрука о разрушении башен, но это не значит, что запустение города не было связано с монгольскими завоеваниями. Арабский географ Абул-Фида (ум. в 1357 г.) писал, что " . со слов некоторых путешественников, Баб ал-хадид это городок, подобный деревням на Хазарском море . Баб ал-хадид незначительный, мало населённый, маленький городок". Это было итогом пребывания монгол в Дербенте.

Обосновавшись в Дербенте, монголы предприняли попытку проникнуть в глубь гор (в "область Авир") с целью обеспечить там самим себе надёжность пребывания в равнинной и предгорной полосе. Одна из таких попыток была предпринята осенью 1239 г., когда удалось воспользоваться междоусобицами дагестанских правителей. Дагестанская историческая хроника "Тарих Дагестан" фиксирует: '"между эмирами Гумика и султанами Хайдака разбилось зеркало согласия усилиями сатаны наиболее заклятого из врагов, упрямство разъединило их, ибо исчезла добродетель среди людей и распространилась ложь, зло и порок. В этих распрях не осталось места ни благоразумию, ни здравому смыслу"[25].

Страницы: 1 2 3 4 5

Торговое предпринимательство
В рассматриваемый период гораздо успешнее развивалось торговое предпринимательство, в котором выделялось несколько направлений. Жизненно важное значение для Сибири имела торговля с Европейской Россией. Русские купцы-оптовики закупали крупные партии товаров в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Ирбите и переправляли их в крупные города Сиб ...

Борьба с конфуцианством и традиционализмом
"Движение за новую культуру" видело своего основного идейного врага в конфуцианстве, рассматривая его как главный идейный оплот монархистов и реакционеров. Направляя свою ожесточенную критику против традиционных идеологических догматов, оно вместе с тем целилось в старые политические институты, в сторонников реставрации старых ...

Народники: идеология, основные течения
На рубеже 60—70-х гг. оформляется как система взглядов народничество — идеология крестьянской демократии, родоначальниками которой были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Центральной, коренной идеей народничества является признание для России возможности некапиталистического развития. Реальным основанием такой возможности выступал общин ...