В этих распрях, продолжает составитель хроник, султаны Хайдака потерпели поражение, были вынуждены бежать в Аварию, с правителями которой заключили " . союз делить добро и зло при всех обстоятельствах. В это время между правителями Аварии и эмирами Гумика началась страшная война и сатанинские распри". Правитель Аварии отправил посольство "к Султану Каутар-шаху, в страну тюрк" (вероятно в Дербент), и в итоге было заключено двустороннее соглашение "между собой в дружбе и добрососедстве, оказывать взаимную помощь в борьбе с врагами"[26], причём соглашение было подкреплено родственными узами. Во исполнения этого соглашения " . пошёл Каутаршах на Гумик с войсками тюрок с восточной стороны", а войска "вилайата Авар" и Хайдака "с западной стороны"[27].

Монгольский отряд, отправившийся из Дербента, избрал маршрут Дербент — Хив (или Курах) — Рича — Чираг — Гумик. Сохранившиеся до сих пор остатки мечети ХII-ХIII вв. в Хиве это, по всей вероятности, последствие пребывания здесь монгольских отрядов, наказавших жителей за защиту своего селения. Упорное сопротивление завоевателям оказало селение Рича, в то время столица маленького феодального владения. Защита селения Рича — одна из самых ярких страниц освободительной борьбы народов Дагестана. В стене старой ричинс-кой соборной мечети ХI-ХII вв. до сих пор сохранились надписи, зафиксировавшие трагические события тех дней и доведшие до нас известия о мужественной борьбе жителей Рича и соседних селений) Первая надпись рассказывает: "Пришло войско татар да не будет им от Аллаха большого передела, в Баб ал-Кист Риджу ("в ворота справедливости Ричу"), когда от месяца раби алаввал оставалось десять дней. Затем воевали с ними жители Риджи до середины раби ал-ахира шестьсот тридцать седьмого года"[28]. Если перевести даты на современное летоисчисление, то выясняется, что сражение в Рича началось 20 октября 1239 г. и закончилось примерно 15 ноября этого же года. Таким образом, селение героически сопротивлялось 27 дней. Это позволяет предположить, что ричинцам активно помогали жители многих соседних селений.

Если первая надпись повествует о военных событиях в целом, то вторая зафиксировала разрушение селения и мечети: "Эту соборную мечеть Баб ал-Кист Риджи разрушило татарское войско в то время, когда разрушили курд Риджу в месяц раби ал-ахир . шестьсот тридцать седьмого года"[29], то есть в ноябре 1239 г. В тексте употреблено слово курд, что у местного населения (агулов) означало крупный населённый пункт. Третья надпись уточняет дату разрушения селения это "когда оставалось девять дней месяца раби ал-авал"[30], то есть 12 октября 1239 г., через день после штурма.

Вероятно, защитники селения обосновались за стенами соборной мечети, где выдержали натиск в течение 27 дней. Мечеть подверглась разрушению, была сожжена. Следы пожара сохранились до наших дней. Пребывание монгольских отрядов в Южном Дагестане нашло отражение в топонимической номенклатуре: Татарханхюр ("селение Татархана", или "селение татарского хана"), Магуде-ре (то есть "Магьу-ущелье", что может быть переведено как "монгольское ущелье", или "тюркское ущелье"), квартал "Татарар" ("татары") в сел. Даркуш[31].

Страницы: 1 2 3 4 5

Ранняя Римская республика
Самыми древними обитателями Италии считаются племена ликургов, о языке и культуре которых мало что известно. Примерно в начале II тысячелетия до н. э. на Апеннины проникают индоевропейские племена италиков, которые ассимилировали лигурийцев и заселили почти весь полуостров. В центре Италии, в области Ааций, они образовали латинские плем ...

Политической деятельность П.Б. Струве
П.Б. Струве был лидером «легального марксизма», перешедший в дальнейшем в лагерь кадетской контрреволюции. При столь прямолинейной характеристике политической направленности его деятельности утрачивался облик ученого, яркого представителя русской общественной мысли, журналиста и писателя, редактора крупнейших журналов, наконец, человека ...

Кризис власти. Смещение Н.С. Хрущёва
В развитии культуры в конце 50-х - начале 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни. В то же время Хрущев довольно чутко почувствовал необхо ...