В заключении книги, которое называется «Уроки истории», мы вновь видим параллель между Грозным и Сталиным. Мы увидели, что на примере Ивана Грозного можно изучить некоторые общие особенности механизма личной власти. Проанализировав правление Ивана Грозного, автор делает вывод и неуместности параллелей между Сталиным и Грозным, а в сложившемся мнении об их похожести виноват сам Сталин, пропагандировавший царя как пример для подражания. Сталин вообще очень любил заниматься возвышением неординарных и ильных исторических личностей. Далее мы видим глубокие размышления о диктатуре, репрессиях и их роли в мировой истории, которые также основываются на примерах правления грозного царя. Книга В.Б. Кобрина «Иван Грозный» произвела на меня хорошее впечатление, прежде всего, своей доступностью. Она ориентирована на массового читателя и поэтому в общедоступной форме предоставляет научно выверенные факты, которые дают читателю возможность оценить личность и итоги деятельности Ивана Грозного. В тексте книги присутствуют как научные термины, так и вкрапления разговорной речи, что делает ее интересной и легкой для прочтения.

Автор ставит перед собой задачу отойти от стереотипов, сложившихся не только в массовом сознании, но и исторической науке. Не раз он упоминает о разнообразии взглядов на неординарную личность царя Ивана разных историков. В своей книге Кобрин упоминает многие из этих взглядов. Некоторые он относит к стереотипным, некоторые опровергает, с некоторыми соглашается. Но в итоге создает собственную систему взглядов, причем весьма убедительную. Каждое свое суждение он аргументирует, опираясь либо на исторические факты, либо на собственные размышления, которые он немедленно приводит, и которые очень убедительны с точки зрения логики и здравого смысла. Очень важны слова автора в самом начале книги, где он говорит о том, что свою задачу он видит в том, чтобы предоставить читателю максимум четких, научно выверенных фактов. На их основе читатель будет вправе принять или оспорить его взгляды. Тем самым автор показывает, что его книга – является его личной системой взглядов. И что сам читатель может создать собственную.

Как уже было сказано выше, труд Кобрина – не просто экскурс в историю средневековой России. Это еще и глубокие, часто философские размышления. Автор глубоко и внимательно разбирает каждое событие, ищет его причины, если требуется, обращается в прошлое в их поисках. А говоря о последствиях того или иного явления, историк иногда рассказывает о том, какое влияние оно оказало на будущее страны. Таким образом, перед нашими глазами есть полная картина происходящего, еще и подвергнутая глубокому анализу.

Научно выверенные факты не будут являться таковыми без работы с реальными источниками. Об источниках в тексте существуют некоторые упоминания. Например, автор часто говорит, что многие летописи противоречили друг другу, так как время от времени исправлялись по приказу самого царя. Важными документами в процессе изучения опричнины становились также и незаметные скромные купчие, меновые и другие акты феодального землевладения. Дошедшая до нас переписка Грозного с Курбским является одновременно образцом литературной деятельности царя и критикой государственного строя со стороны Курбского. А в сохранившихся дипломатических посланиях Елизавете I видение внешней политики со стороны двух держав.

Страницы: 1 2 3 4 5

Корниловский мятеж. Нарастание общенационального кризиса осенью 1917 года
По мере развития политического процесса в России в 1917 г. становилось все более очевидным, что «центр», представленный либерально-демократическими силами, правым и центристским крылом революционной демократии, все более ослабевает. Основными являлись два альтернативных варианта: установление военной диктатуры правой ориентации или лево ...

Титулы
Обращение (устно или письменно) к лицам, имевшим чины, было строго регламентировано и называлось титулом. Частный титул представлял собой наименование чина или должности (напр., «статский советник», «вице-губернатор»). Общие титулы для чинов и должностей I—II классов были «ваше высокопревосходительство»; III и IV классов — «ваше превосх ...

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой и его историческое значение
Планируя так называемый блицкриг, гитлеровское руководство рассчитывало с ходу через Смоленск прорваться к советской столице и овладеть ее до зимы. Однако войска Красной Армии в летних оборонительных боях сорвали его замысел. Несмотря на это, гитлеровское командование не отказалось от своего намерения.6 сентября оно снова принимает реш ...