Интересен раздел «Зигзаги царской политики», где автор после описания первых жестоких казней бояр, приводит примеры примирения с земщиной. Особое место уделяется новгородскому погрому. Автор указывает также и его причины. В политическом строе Новгорода сохранились некоторые особенности, оставшиеся со времен независимости от Москвы. Именно из за этого духа независимости Новгород был разрушен.

Обо всех последствиях опричнины рассказывается в конце второй главы, после описания краха опричнины. В разделе «Так в чем же дело?» автор рассуждает о том, был ли все же какой-то смысл во всей этой «вакханалии казней, убийств, во всех этих странных, часто противоречивых извивах правительственной политики». Здесь мы видим очень серьезные рассуждения. Автор говорит о противоречивости опричнины. У историков нет морального права прощать убийство десятков тысяч неповинных людей, амнистировать зверство и тиранию. Выбросив же моральную оценку мы окажемся перед тезисом «Цель оправдывает средства». Однако сам Кобрин эту позицию называет не только аморальной, но и антинаучной. Тем не менее, он признает, что опричнина способствовала и некоторому прогрессу: способствовала централизации, была направлена против пережитков удельного времени.

Ни в коем случае нельзя опускать трагические для страны последствия опричнины. Все они подробно представлены в разделе «Последствия ближайшие и отдаленные. Последствиями, которые сразу ощутили на себе миллионы людей после отмены опричнины, были тяжелый экономический кризис, запустение земель. Кроме того, бедственному положению страны способствовали и другие факторы: неурожай, эпидемия чумы и т.д.

Вторая глава книги заканчивается описанием последних годов жизни царя и подведением итогов царствования Ивана Грозного, итогов, в общем-то, печальных. Не смотря на отмену опричнины, царь не стал менее жестоким и подозрительным, и время от времени устраивал казни, хотя уже и не в масштабе массовых казней лета 1570 года. Несмотря на все, царь понимает последствия своих действий и в последние годы жизни даже думает о политическом убежище в Англии.

Иван Васильевич умирает, не дожив нескольких месяцев до 54-х лет. Умерь ли он своей смертью, или был отравлен Богданом Бельским – мы уже никогда не узнаем. Кобрин пишет: «Каким бы ни был конец тирана, его смерть открыла новую страницу отечественной истории. Хотя многие из последующих событий были обусловлены тем, что происходило в стране при царе Иване, это уже темы для других книг».

Кобрин пишет, что портрет царя был бы не полным, если не остановиться на его литературной деятельности и общественно-политических воззрениях. Именно о них идет речь в заключительной третьей главе «Во словесной премудрости ритор». Иван Грозный был, несомненно, одним из самых талантливых литераторов средневековой России. В литературе он был, прежде всего, новатором, он первый пошел на включения в свои послания разговорного языка, живых оборотов устной речи. Также автор поражается эрудицией Ивана Грозного, которая по средневековым меркам была очень велика. Очень хорошей у царя была память, так как в своих посланиях он наизусть цитировал обширные цитаты из библии. В сочетании всех этих качеств Кобрин видит развитие «комплекса полноценности» царя, его видения превосходства над всеми остальными людьми. Автор замечает, что все равно все таланты Ивана никогда не будут оправданием его тирании и жестокости в правлении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Концепция генезиса феодализма Фюстеля де Куланжа
Наиболее ярким представителем синтетической школы был Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830-1889). Он родился в Париже в семье небогатого бретонского дворянина, морского офицера. Учился в Высшей Нормальной школе у Шеруэля и Вашеро. После защиты докторской диссертации в Париже он с 1860 по 1870 г. занимал должность профессора всеобщей истори ...

Организация местной власти при Иване IV
Эволюция местного управления в Московском государстве при Иване IV заключалась в постепенном изменении системы кормлений. В XV и первой половине XVI в. власть на местах находилась в руках наместников и волостелей. Наместники правили городами и пригородными станами, волостели - волостями, а подчиненные - тиуны, доводчики, праветчики, не ...

Русская культура в первой половине XIX века
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к ...