"Послание императору Александру", написанное Жуковским в 1814 г., навсегда решило его судьбу. Императрица Мария Федоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в Петербург. Годы 1817 - 1841 обнимают собой период придворной жизни Жуковского, сначала его назначили чтецом императрицы, потом пригласили преподавателем русского языка к невесте Николая I, а впоследствии воспитателем к наследнику престола – Александра II. Николай I хотя и считал, что наследник «должен быть военный в душе, без чего он будет потерян в нашем веке», осознавал, что образование его преемника на троне должно быть более широким, соответствующим его высокому призванию. Обучение наследника стало для Жуковского главным делом жизни. Изучив европейские педагогические системы, он разработал для великого князя многолетний «План учения», в котором отводилось место даже Царскому Селу. Например, для изучения навигации Жуковский предполагал превратить царскосельский пруд в огромное учебное пособие – «всемирный океан, на котором две маленькие яхты могут в один день совершить путешествие вокруг света». Первый и главный постулат «Плана учения» - «цель воспитания вообще, и учения в особенности, есть образование для добродетели… Воспитание начинается с колыбели, учение с отрочества, то и другое продолжается до начала молодых лет», ибо «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным».

В своей педагогической деятельности Жуковский, кроме широкого системного образования наследника, видел еще и другую цель: внушить нравственные принципы, необходимые для достойного человека и мудрого государственного деятеля. И в этом ему помогал Мердер – генерал – майор, который в основном занимался военными науками и развитием физических способностей Александра. В 1828 году в письме к императору Николаю I Жуковский писал: «…я совершенно счастлив моим товариществом с Мердером. Мы идем с ним к святой цели рука об руку; еще не было между нами ни в чем разногласия».

Годы серьезной учебы под руководством наставников многое сделали для формирования личности будущего императора. Александр II получил весьма основательные знания, вполне на уровне науки того времени. Он владел французским, английским, немецким и польским языками. Знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Большое внимание уделялось и духовному, религиозному воспитанию будущего государя. Сохранившееся ежедневные записи его воспитателей показывают, как много пришлось трудиться мальчику для подготовки к государственной деятельности.

Тем не менее, наследник Александр Николаевич любил и ценил своих наставников, и эту любовь к ним пронес через всю жизнь. По его повелению в 1854-1855 годах на Детском острове, связанном со счастливым детством будущего императора, были установлены мраморные бюсты К.К. Мердера с надписью «Незабвенному Карлу Карловичу Мердеру» и В.А. Жуковского, на пьедестале которого было начертано его стихотворение «Царскосельский лебедь».

По «Плану учения» Жуковского образовательный процесс наследника завершился в 1837 году и ознаменовался семимесячным путешествием по России, из которого Александр Николаевич возвратился 10 декабря того же года в Царское Село.

Педагогическая деятельность Жуковского была по достоинству оценена. И не только высокими государственными почестями и наградами, но требовательными и придирчивыми современниками, считавшими эту деятельность крайне полезной и необходимой для будущего процветания страны.

Страницы: 1 2

Развитие революции весной и летом 1905 года.
В условиях развернувшейся революции перед российской социал-демократией встал вопрос о стратегии и тактике партии, ее единстве. К тому времени в РСДРП состояло свыше 8 тыс. человек. Объединенного союза не получилось. Большевики провели съезд в апреле 1905 года. Меньшевики в это время собрали конференцию, на которой присутствовали пре ...

Военная служба Скворцова А.В.
Скворцов Александр Васильевич – командир 78-й гвардейской стрелковой дивизии (7-я гвардейская армия, Степной фронт), гвардии генерал-майор. Родился 17 августа 1901 в деревне Сонино, ныне Костромского района Костромской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил сельскую школу, до 17 лет работал в деревне в хозяйстве родителей. В 1 ...

Деятели литературы и искусства
Жизнь под искусственным небом создавала у эмиграции ощущение неполноценности, ущербности бытия, его ограниченности в пространстве и во времени. Былые российские знаменитости, оказавшись в эмиграции, с удивлением, с растерянностью обнаружили, что их нимб удивительно быстро померк, что вне России они не пророки, а странники. Игорь Север ...