В результате Брестской церковной унии 1596 г. была создана униатская церковь. Она подчинялась папе римскому, но обряды сначала оставались православными, позже они стали заменяться католическими. При помощи униатской церкви Ватикан и польское католическое духовенство пытались постепенно, незаметно, путем обмана, через использование белорусского языка в проповедях окатоличить православное население Беларуси.

Таким образом, униатская церковь представляла собой средство окатоличивания населения на национальной основе, а не национальную церковь как символ суверенитета государства. Белорусская шляхта перешла в католичество, а униатами стали крестьяне и городские низы, которых нередко силой и обманом присоединяли к униатской церкви.

Политические кризисы Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой. С начала существования Речи Посполитой в ней постепенно вызревал политический кризис? наиболее остро проявившийся во второй половине XVIII в. и приведший к распаду этого государства.

Первая причина для политического кризиса возникла в момент подписания Люблинской унии. С того времени вся история Речи Посполитой – это борьба ВКЛ за сохранение независимости. Это ослабляло и Корону Польскую, и княжество в экономическом и военном отношении, делало федеративное государство легкой добычей для соседних стран. Второй причиной политического кризиса стали шляхетские вольности («либерум вето», конфедерации, местные сеймики и др.), подрывавшие основы государственности Речи Посполитой. Они вели к усилению шляхты и ослаблению административного управления. Третьей причиной политического кризиса была религиозная и национальная политика, стремление ополячить жителей ВКЛ, перевести их из православия в католическую веру. Четвертая причина – сочетание национального и религиозного угнетения с феодальным, что вызывало крестьянские выступления и подрывало силу государства. Пятая причина – борьба между магнатами за власть в стране. Обращение разных группировок с просьбами о помощи к соседним странам, создание конфедераций, падение нравов шляхетского сословия, неспособность власти консолидировать государство, а также постоянные войны – все это ослабляло Речь Посполитую.

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий внутриполитический кризис. В стране господствовала феодальная анархия. Всевластие магнатов привело к децентрализации власти. Положение Речи Посполитой осложнялось и тем, что ее окружали сильные централизованные государства: Австрия, Пруссия и Россия. Для них Речь Посполитая имела важное стратегическое значение в борьбе за влияние в международной политике. Большое многонациональное, но политически слабое государство оказалось перед угрозой потери своей самостоятельности.

В этих условиях главной целью было сохранение политического единства Речи Посполитой и ее государственного суверенитета. Решить эту задачу пытались сторонники просветительских идей, выступавшие против феодально-аристократической и католической реакции, отстаивавшие принципы равенства наций, неприкосновенности государственного суверенитета.

Идеология Просвещения отразилась в деятельности Эдукационной комиссии, осуществившей ряд прогрессивных для своего времени реформ в области народного просвещения. Кульминационным моментом деятельности просветителей стал Четырехлетний сейм (1788–1792) и принятая на нем Конституция 3 мая 1791 г. Однако эта последняя попытка вывести Речь Посполитую из политического кризиса и сохранить ее государственность не имела успеха. Восстание Т. Костюшко в защиту Конституции под просветительскими лозунгами свободы, целостности и независимости было обречено на поражение. Речь Посполитая исчезла с политической карты Европы.

Более двух веков история белорусского народа была связана с Речью Посполитой. Этот период имел особенное значение в первую очередь для национальной самоидентификации белорусов и их политического самоопределения. Но надо учитывать и тот бесспорный факт, что как государство Речь Посполитая была менее всего заинтересована в развитии белорусов как самостоятельного народа. Наоборот, делалось все, чтобы стереть из памяти белорусского народа его этническую принадлежность. В условиях постоянного нарастания польско-католического притеснения большинство белорусов осознавали, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Ярким свидетельством этому является острая религиозно-национальная борьба, развернувшаяся на белорусских и украинских землях и не прекращавшаяся до самого воссоединения их с Российским государством.

Страницы: 1 2 3

Античные государства Северного Причерноморья
Освоение греческими переселенцами побережья Северного Причерноморья происходило постепенно, в целом в направлении из запада восточнее. VI ст. до н.э. вообще было временами учреждения большинства северопричерноморских государств. Каждая из них имела собственную историю, но поскольку все они тесно взаимодействовали с античным миром, а так ...

Гизиантеп
Газиантеп является одним из древних центров юго-восточного района Анатолии. Город, находящийся между Месопотамией и Средиземным морем, откуда исходят первые цивилизации и история происхождения, которого доходит до 4000 г. до н. э. расположен на пересечении дорог Исторического Великого Шелкового Пути, которые соединяют юг со Средиземным ...

Последние годы жизни
Следишь за его жизнью, и становится невыразимо жаль Жуковского, из-за какого-то постоянного сиротства и одиночества, охватывавшего его душу. Какой надо было обладать внутренней силой натуры, чтобы вынести все это, выстоять. Поистине он был поэтом божьей милостью. В 1823 году в Дерпте умерла во время родов М.А. Мойер (Маша Протасова), че ...