Земля – главное средство производства и основное богатство Великого княжества Литовского – в зависимости от того или иного собственника делилась на категории: государственную (господарскую), частновладельческую (княжескую и боярскую), церковную. Крестьяне, которые жили на этих землях, соответственно назывались государственными, частновладельческими и церковными. Вместе с тем крестьяне делились на категории в соответствии со своим имущественным и податным положением, а также в зависимости от степени личной свободы, которой они обладали. Это – челядь невольная, тяглые крестьяне, слуги с их главной повинностью – военной службой, «похожие» и «непохожие» крестьяне. За пользование землей крестьяне платили ренту. Основными ее видами были отработочная (панщина), денежная (оброчная) и натуральная (продуктовая).

Вся земля – и та, что находилась в пользовании отдельной семьи, или «дыма», и та, которой пользовались все жители села (леса, болота, озера, реки и т. д.), – принадлежала специфическому крестьянскому объединению, называвшемуся общиной. Крестьянская, или сельская, община являлась коллективным землепользователем. Она распределяла между крестьянами землю и панщину, контролировала выполнение ими законов и повинностей, наблюдала за их поведением, положением крестьянских хозяйств, своевременным выполнением сельскохозяйственных работ, регулировала пользование выгоном и лесом, решала споры между общинниками, иной раз помогала бедным, особенно в неурожайные (голодные) годы.

Аграрная реформа 1557 г. Жигимонта II Августа, вошедшая в историю под названием «волочная помера», повысила прибыльность княжеских фольварков, обеспечила массовое закрепощение крестьян, которые теряли право перехода от одного хозяина к другому и становились полностью крепостными. Статуты Великого княжества Литовского 1566 и 1588 гг. определили сначала 10-летний, а затем и 20-летний срок розыска беглых крестьян и возвращения их хозяевам. Это означало окончательное юридическое закрепление крепостного права на белорусских землях, которое просуществовало почти 300 лет. Осуществление волочной померы в Западной и Центральной Беларуси привело к замене общинного землепользования подворным. Общинное землепользование осталось только в Восточной Беларуси.

Росли города и поселения городского типа – местечки. Они возникали как на государственных, так и на частновладельческих землях. Около 40 % городов принадлежали феодалам. Жители этих городов несли феодальные повинности в пользу своего хозяина. Население государственных, или великокняжеских, городов считалось лично свободным. Однако в XVI в. в этих городах появились так называемые «юридики» – владения светских и духовных феодалов, которые не подчинялись власти городского самоуправления. Города являлись центрами культурной жизни, ремесел и торговли. Большую часть их населения составляли ремесленники и торговцы. Они назывались мещанами. С конца XIV в. литовские князья начали давать городам привилеи или грамоты на магдебургское право – самоуправление. Панщинная и другие повинности в пользу феодала заменялись единой денежной податью. Создавался орган административного управления городом – магистрат. Он состоял из рады и лавы (суда). Магистраты размещались в специальных зданиях – ратушах.

Формирование белорусской народности

На западнорусских землях в ВКЛ продолжался процесс образования новой этнической общности – белорусской народности. Она, как и русская и украинская, формировалась на основе древнерусской народности. Что же такое народность? Народность – это исторически сформировавшаяся общность людей (этническая общность), для которой характерны единые язык, территория, общие экономическое устройство, этническое самосознание, психический склад и культура.

Белорусская народность формировалась и существовала в XII–XIX вв. Народности как этнической общности предшествовали такие общности, как род и племя. Начало формирования народностей белорусов, русских и украинцев восходит к тем далеким временам, когда восточные славяне расселились на территории современной Беларуси, России и Украины и взаимодействовали с местными этносами, ассимилируя их.

Дальнейший процесс формирования белорусской народности продолжался в период политической раздробленности и во времена ВКЛ. В XIII–XVI вв. единые верховная власть, государственное управление, законодательство содействовали более тесным политическим, экономическим и этническим связям между княжествами, воеводствами, поветами и волостями ВКЛ. Постепенно формировались этническая территория белорусов, общие черты в хозяйственной деятельности, обрядах, обычаях, народном художественном творчестве и бытовой культуре на этой территории.

Страницы: 1 2 3

Дружба Пушкина и Жуковского. Знакомство поэтов
В 1815г. Жуковский, по дороге в Павловск, не раз заезжал в Царское Село, где познакомился с 16-тилетним лицеистом, автором нескольких напечатанных стихотворений, сыном и племянником его близких московских знакомых Александром Пушкиным. Долгая дружба двух поэтов была основана не только на литературной преемственности, но и на общности м ...

Составьте подробный план ответа
Владимиро-Суздальское княжество получило известность при шестом сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком(1125-1157). Он дважды боролся за Киевский престол. Этот факт свидетельствует о том, что Киев - лишь формальная столица Древнерусского государства. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский(1157-1174) тоже боролся за Киевский престол, но, ...

Декабристы на Украине. Тайные организации дворянских революционеров и их программы
Солдаты и офицеры, которые в составе русской регулярной армии и ополченских казачьих полков побывали за рубежом в 1813 —1815 гг., повидали страны, где крепостное право было уже отменено, глубже ознакомились с демократическими идеями Французской буржуазной революции конца XVIII в. Это, а еще более ужасная самодержавно-крепостническая дей ...