Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения". "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь.

В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, и начинают вырабатываться основания православного богословия, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич).

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И. Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историко-философского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Второй период. Движение под руководством И.И. Болотникова
При воцарении Шуйского (1606-1610) ему пришлось дать "крестоцеловальную запись", ограничившую произвол царской власти. Он обязался не казнить без суда и не отнимать имущества у родственников осужденных. В июне 1606 г. в г. Путивле под руководством воеводы кн. Г.П. Шаховского и бывшего военного холопа И.И. Болотникова поднялся ...

Заключение.
В период гласности нашего времени оценивая репрессии и карательный операции против крестьянства в период коллективизации надо сказать правду о сталинской эпохе. В истории отечества не было ничего подобного коллективизации. Россия 20-30х годов была в массе своей крестьянской страной, и преобразование единоличных хозяйств в социалистичес ...

Санкт – Петербург. Педагогическая деятельность Жуковского
"Послание императору Александру", написанное Жуковским в 1814 г., навсегда решило его судьбу. Императрица Мария Федоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в Петербург. Годы 1817 - 1841 обнимают собой период придворной жизни Жуковского, сначала его назначили чтецом императрицы, потом пригласили преподавателем русского языка ...