Железная дорога ускоряла оборачиваемость капитала, способствовала развитию производительных сил края, но при этом хозяйство ориентировалось почти исключительно на добычу и вывоз сырья. Шли споры о путях развития Сибири, многие опасались за будущее, наблюдая, как постепенно промышленность берет верх над земледельческим трудом, и торопились предостеречь: « .Можно хорошо жить без множества фабрикатов, но нельзя остаться без хлеба и мяса»[10]. Тем не менее, Великая Сибирская дорога – «чугунка», как ее тогда называли, – имела не только экономическое, но и огромное психологическое, нравственное значение. Впервые реально сомкнулось огромное геополитическое пространство – Евразия. Человек своими руками сшил воедино две части света.

Таким образом, Сибирь накануне «дней окаянных» – революции и гражданской войны – была настоящим сырьевым придатком метрополии: европейской России, а также стран Западной Европы и США. Поезда увозили из Сибири золото, цинк, свинец, медь, уголь, кожи, соль. Влияние иностранного капитала, в особенности американского, заходило так далеко, что в 1917 году американцы предприняли попытку установить контроль над сибирскими железными дорогами. Наличие этих тупиковых для Сибири тенденций породило целую общественно-экономическую школу – сибирское областничество. Областники Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков, Н.С. Щукин, АП. Щапов говорили об особом пути развития Сибири. «Сибири, – писали областники, – быть может, суждено первой из земель славянских племен осуществить великую идею демократической республики. Наша независимость будет иметь такое же значение в нашей истории, как независимость Соединенных Штатов Америки».

Страницы: 1 2 

Смена политического курса
Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Равновесие являлось крайне неустойчивым. Политика нового руководства в весенние дни 1953 г. была противоречивой, отражая противоречия в его составе. По требованию Жукова из заключения вернулась большая группа военных. Но продолжал существовать ГУ ...

Варварство против цивилизации
Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена пере­шли через Рейн и пытались осесть в римской провин­ции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый реши­тельный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, о ...

Война за польское наследство 1733-1735 гг.
В начале 30-х годов польские проблемы оказались в центре внимания европейской дипломатии в связи с ухудшением здоровья короля Августа II. Австрия, Швеция и Пруссия даже стали обсуждать проекты раздела Польши в случае его смерти. Русское правительство отрицательно отнеслось к этой идее. Русско-польские отношения в те годы носили сложный ...