Февральская революция как гарант Учредительного собрания.Страница 1
Отречение Николая II от престола произошла 2 марта 1917 года в пользу его брата Великого Князя Михаила Александровича[68]. Однако, новоиспеченный монарх на следующий день, 3 марта, отказался от престола. Принял твердое решение «в том случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа, которому надлежит всенародным голосованием чрез представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые Основные законы»[69]. Так же высказал просьбу к населению подчиниться Временному правительству, впредь до того как Учредительное собрание своим решением выразит волю народа. Итак, Михаил отрекся в пользу Временного правительства, тем самым, открывая полноту свободы действий нового правительства в проведении кардинальных политических реформ.
Состав и программа Временного правительства были согласованы в ходе переговоров Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета в ночь на 2 марта 1917 года в Таврическом дворце. Его возглавил князь Г. Е. Львов, также в правительство вошли: А. И. Гучков, М. И. Терещенко, А. И. Шингарев, Н. В. Некрасов, А. И. Коновалов, А. А. Мануйлов, А. Ф. Керенский, И. В. Годнев и В. Н. Львов[70]. Кроме А. Ф. Керенского социалиста, правительство состояло из умеренных либералов.
В противовес либеральному Временному правительству в эту же ночь лидеры Петроградского совета и Государственной думы, дабы устранить взаимное соперничество, заключили соглашение о конструировании власти. В его основу лег юридически четко обусловленный статус Учредительного собрания: его предстояло избрать всеобщим голосованием; оно наделялось прерогативами в решении главных государственных вопросов, в том числе о форме правления – «непредрешение»; оно, наконец, объявлялось суверенным в определении своих задач - «хозяин земли Русской»[71].
Это соглашение на время стабилизировало политическую обстановку в стране и созыв Учредительного собрания формально становился не революционным, а вполне законным делом, дозволенной монархической властью.
В марте - апреле идея и лозунг Учредительного собрания пережили необычайный взлет. Пик его пришелся на март, хотя в апреле интерес к собранию удерживался высокий[72].
С первых чисел марта поток митинговых речей, газетных статей, листовок посвященных Учредительному собранию и новым изменениям в жизни страны и общества. Так, в либеральной столичной газете «Утро России» уже 2 марта была дана яркая характеристика революционных событий: «Свершилось! Свершилось! Пробудилась Русская земля, восстала народная мощь и сбросила с себя вековое ярмо старого режима, смертельного врага народа»[73]. Региональная периодика также в марте 1917 года пестрела кричащими восторженно – символическими заголовками и не менее содержательными статьями. Кисловодский журналист делится с нами переживаниями и состоянием граждан города «с глазами полными торжества, и горящими от радости», собравшихся на вокзале 5 марта, ожидая поезда из Петрограда с новостями. Вечером, когда информация была получена «всех объяло победаностное торжество!»[74]. «Силен наш великий народ своим духом», отмечая, автор, просит у новой власти: «не гасите его. Если вы действительно патриоты своего Отечества – так радуйтесь радостью народа, воскресшего духом!»[75]. Мы видим, что в обществе преобладала эйфория, проживаемых событий, надежда на лучшую жизнь и новые перемены, которые были восприняты населением.
Церковь и массы
Важнейшей задачей церкви было воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный процесс. Во все уголки Европы рассылались миссионеры. Новая религия постепенно овладевала варварским миром. Но само по себе обращение в христианство еще не означало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге, усвоят нов ...
Международные отношения на Дальнем Востоке и Амурский вопрос
Наряду с проектами предпринимались и конкретные шаги. В 1736 г. участники второй Камчатской экспедиции П. Скобельцин и В. Шатилов вышли к Зее, а оттуда перебрались на Амур. Здесь они встретили несколько промышленных людей, занимавшихся промыслом пушных зверей. Одновременно землепроходцы наблюдали за жизнью местного населения, которое ...
Значение крещения Руси
Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало – возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом.
Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего – монаст ...
