Усиление политики насильственной русификации и христианизации в XVIII векеСтраница 2
Не лучше был и новый инквизитор Лука Конашевич. Под его руководством деятельность этой конторы стала более энергичной. По его указанию только в Казанском уезде в 1742 г. из 546 действовавших мечетей было разрушено 418. Он подвергал татар-мусульман жестоким наказаниям, заточал в тюрьмы, разорял их дома и деревни. Синод поддерживал своего ставленника, проклиная мусульман и мусульманское учение, называя Магомета «самым студным лживым пророком» (указ от 24 декабря 1750 г.).
Деятельность Луки Конашевича вызвала глубокое возмущение. Татары писали в своих жалобах, что если их будут и дальше принуждать креститься, они оставят свои дома и деревни и уйдут в леса. Луку Конашевича перевели в Белгород епископом, но память об этом жестоком инквизиторе осталась надолго. В народном предании рассказывается, что Лука Конашевич стремился всех татар превратить в русских и что по жалобе татар министры осерчали на него и сослали в Сибирь. За время существования Новокрещенской конторы было обращено в христианство 409864 человека – цифра по тому времени огромная
Именно нежелание татар принять православие, а также противодействие политике христианизации мусульманского духовенства, его огромное влияние в татарском обществе привели к принятию решения о разрушении мусульманских мечетей. За короткий срок в ряде территорий России было снесено 545 мечетей.
Татарское население отвечало на такие репрессии новыми восстаниями (1718, 1735, 1739 гг.). Однако все они жестоко подавлялись.
Стремление татарского народа к свободе и национальной самостоятельности особенно сильно проявлялось в его участии в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, который обещал вернуть им независимость. Несмотря на то что «пугачевщина» потерпела поражение, она оказала большое влияние на дальнейшую политику Российского государства в отношении мусульман.
Екатерина II была вынуждена пойти на некоторые послабления. Так, например, в 1773 г. был издан указ «О веротерпимости», которым юридически запрещалось насильственное крещение, с 1776 г. татарам было разрешено вести торговлю по всей России, в 1782 г. в Казани была образована Татарская ратуша, с 1784 г. татарские мурзы были формально приравнены к русскому дворянству, в 1764 г. была закрыта новокрещенская контора. Татарам разрешили строить мечети. Указом 1788 г. было организовано Мусульманское духовное собрание. Открылось поле экономической и духовной деятельности, чем удачно воспользовалось татарское общество. В Казани и других населенных пунктах открывались мектебе и медресе. Так, например, в 1771 г. в Казани были открыты Ахуновское и Апанаевское медресе, в 1780 г. – медресе при доме Амирханова. Вскоре крупные медресе возникли в Оренбурге, Астрахани, Троицке и других городах.
Екатерина II получила ласковое прозвище «Аби патша» – «Царица-бабушка». Ее царствование известный миссионер протоиерей Е. Малов считал «счастливым и благодетельным для мусульман». «Золотым веком» для татар-мусульман называет царствование Екатерины II А. Рорлих. «Однако это лишь отчасти верно, – продолжает историк, – так как она по-прежнему одобряла миссионерскую деятельность, несмотря на ее ограничение по сравнению с предшественниками. В отличие от предшественников, Екатерина II не испытывала презрения к татарам-мусульманам, более того, она считала, что татары могут выступать в роли цивилизирующего фактора по отношению к языческим народам Российской империи».
Политическая карьера Столыпина
Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государс ...
Благотворительность и меценатство
Процесс разложения сословного строя привел к сокращению притока новых пополнений в купеческие гильдии и к увеличению доли потомственных купцов во второй половине XIX в. На протяжении всего XIX в. число предпринимателей нерусских национальностей постоянно увеличивалось. Особенно резким было увеличение доли купцов-евреев, которые в начале ...
Кровавое воскресенье
9 января 1905 г. Рано утром рабочие с женами и детьми, надев праздничные одежды, отправились к Зимнему дворцу. В шествии участвовало 140 тыс. человек. Они несли портреты царя, флаги, иконы, пели молитвы. В своей петиции рабочие писали: «Мы, рабочие г. Петербурга… пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.
Мы обнищали, нас угнетаю ...