Благотворительность и меценатство
Процесс разложения сословного строя привел к сокращению притока новых пополнений в купеческие гильдии и к увеличению доли потомственных купцов во второй половине XIX в. На протяжении всего XIX в. число предпринимателей нерусских национальностей постоянно увеличивалось. Особенно резким было увеличение доли купцов-евреев, которые в начале XX в. в отдельных сибирских городах составляли большую часть сословия. В эти годы отмечены признаки разложения патриархального семейного уклада, которые наиболее ярко проявлялись в изменениях демографической структуры семьи: во все большем распространении простейших типов семей, упрощении поколенческой структуры.
Изучение национальных различий демографических характеристик купеческих семей показало значительную национально-конфессиональную специфику семейно-брачных отношений. В то же время, бытовая культура купечества Западной Сибири не имела яркой сословной специфики. Сибирское купечество в 60-90-х гг. XIX в. постепенно отходит от народных традиций и обычаев и становится на путь обретения своих собственных социальных ценностных ориентиров, норм поведения и образа жизни.
К числу наиболее значительных факторов стимулирующих изменения в культуре региона в ХIХ в. и их направленность относится деятельность предпринимателей «во благо культуры».
Так, например, строительство в Колывани Собора во имя Живоначальной Троицы было связано с именем видного сибирского мецената и общественного деятеля колыванского купца Кирилла Климовича Кривцова. Будучи купцом 2 гильдии и очень богатым человеком, Кирилл Климович Кривцов активно занимался благотворительностью: в 1868 году он безвозмездно отремонтировал колыванский военный лазарет, пожертвовал 11 руб. на строительство в Томске кафедрального собора, вносил деньги на содержание арестантов томской тюрьмы. В 1872 году Кирилл Климович Кривцов построил на собственные средства деревянный дом для женского приходского училища. Он неоднократно получал благодарности от властей, а в 1874 году был удостоен золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее "за заслуги по духовному ведомству". В 1876 избран гласным в городскую думу, в 1879-81 гг. был блюстителем Колыванского Владимирского приходского училища[23]. После убийства 1 марта 1881 года императора Александра II Кирилл Климович Кривцов пожелал "построить (вторую) в городе Колывани каменную церковь в память в бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича во имя Святого Благоверного князя Александра Невского".23 Церковь была заложена в 1881 году, и 4 декабря 1887 года освящена епископом томским Исаакием[24]. А для Собора во имя Святой Живоначальной Троицы Кириллом Климовичем Кривцовым были построены в 1876 году два придела: левый "Во имя Святой великомученицы Екатерины" и правый "Во Имя Святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи".
Культура Таиланда в Новое время
Последняя треть XIX в. ознаменовалась развитием в Сиаме системы образования. Появились светские школы для
детей элиты, торговое, медицинское, почтово-телеграфное, педагогическое училища, находившиеся в ведении Министерства образования. Часть учащихся направлялась на обучение за границу.
В Бангкоке начал складываться слой интеллигенции ...
Танковая школа в Казани. Объект «Кама»
Наряду с другими ограничениями Версальский договор запрещал Германии иметь бронетанковые войска, разрабатывать и производить бронетанковое вооружение. Однако ее военное руководство прекрасно понимало, что в будущих войнах решающую роль сыграют именно бронетанковые войска. Отставание в этой области от армий ведущих мировых держав заведом ...
Развитие революции весной и летом 1905 года.
В условиях развернувшейся революции перед российской социал-демократией встал вопрос о стратегии и тактике партии, ее единстве.
К тому времени в РСДРП состояло свыше 8 тыс. человек. Объединенного союза не получилось. Большевики провели съезд в апреле 1905 года. Меньшевики в это время собрали конференцию, на которой присутствовали пре ...
