Процесс разложения сословного строя привел к сокращению притока новых пополнений в купеческие гильдии и к увеличению доли потомственных купцов во второй половине XIX в. На протяжении всего XIX в. число предпринимателей нерусских национальностей постоянно увеличивалось. Особенно резким было увеличение доли купцов-евреев, которые в начале XX в. в отдельных сибирских городах составляли большую часть сословия. В эти годы отмечены признаки разложения патриархального семейного уклада, которые наиболее ярко проявлялись в изменениях демографической структуры семьи: во все большем распространении простейших типов семей, упрощении поколенческой структуры.

Изучение национальных различий демографических характеристик купеческих семей показало значительную национально-конфессиональную специфику семейно-брачных отношений. В то же время, бытовая культура купечества Западной Сибири не имела яркой сословной специфики. Сибирское купечество в 60-90-х гг. XIX в. постепенно отходит от народных традиций и обычаев и становится на путь обретения своих собственных социальных ценностных ориентиров, норм поведения и образа жизни.

К числу наиболее значительных факторов стимулирующих изменения в культуре региона в ХIХ в. и их направленность относится деятельность предпринимателей «во благо культуры».

Так, например, строительство в Колывани Собора во имя Живоначальной Троицы было связано с именем видного сибирского мецената и общественного деятеля колыванского купца Кирилла Климовича Кривцова. Будучи купцом 2 гильдии и очень богатым человеком, Кирилл Климович Кривцов активно занимался благотворительностью: в 1868 году он безвозмездно отремонтировал колыванский военный лазарет, пожертвовал 11 руб. на строительство в Томске кафедрального собора, вносил деньги на содержание арестантов томской тюрьмы. В 1872 году Кирилл Климович Кривцов построил на собственные средства деревянный дом для женского приходского училища. Он неоднократно получал благодарности от властей, а в 1874 году был удостоен золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее "за заслуги по духовному ведомству". В 1876 избран гласным в городскую думу, в 1879-81 гг. был блюстителем Колыванского Владимирского приходского училища[23]. После убийства 1 марта 1881 года императора Александра II Кирилл Климович Кривцов пожелал "построить (вторую) в городе Колывани каменную церковь в память в бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича во имя Святого Благоверного князя Александра Невского".23 Церковь была заложена в 1881 году, и 4 декабря 1887 года освящена епископом томским Исаакием[24]. А для Собора во имя Святой Живоначальной Троицы Кириллом Климовичем Кривцовым были построены в 1876 году два придела: левый "Во имя Святой великомученицы Екатерины" и правый "Во Имя Святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи".

Отражение в Хартии материальных интересов различных социальных слоев феодальной Англии и подтверждение ранее существовавший или вновь создаваемый порядок работы судебных и административных органов,
Хартия открывается и завершается статьями, провозглашающими свободу английской церкви и пожалование свободным людям королевства указанных в Хартии прав и вольностей (ст.1,63). Первоочередное упоминание о церкви вполне естественно: взаимоотношения с церковью были больным вопросом для королевской власти, к тому же события 1213-1215гг. раз ...

Аграрные отношения
Землевладение в период раннего средневековья развивалось в Японии в двух формах: государственной надельной системы и крупной частнофеодальной вотчины (сёэн). Официальное введение надельной системы относится к VIII в., когда основные принципы этого раннефеодального аграрного строя были юридически зафиксированы в первом японском своде за ...

Рабство в США и его отмена
Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.[12] Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не б ...