На рубеже XIX—XX вв. цинская династия столкнулась и с дру­гой формой оппозиции, представленной массовым народным дви­жением, что наиболее ярко проявилось в ходе восстания под ру­ководством тайного общества «Ихэтуань» (Отряды справедливос­ти и мира). Участники этого выступления, принявшего форму народной антииностранной борьбы, переросшей в итоге в восста­ние против правящей династии, вдохновлялись патриотическими чувствами. Однако в отличие от реформаторов и революционеров, стремившихся объединить патриотизм с идеей модернизации, ихэ-туани исповедовали ксенофобию, отвергая все пришедшее в Ки­тай с Запада. Их идеалом было возвращение к устоям традицион­ной китайской жизни, а важнейшим лозунгом, особенно на на­чальном этапе восстания, — призыв к уничтожению и изгнанию иностранцев из Китая.

В отличие от Тайпинского восстания, охватившего провинции Южного Китая, движение ихэтуаней развивалось на Севере, на­чавшись осенью 1898 г. в провинции Шаньдун. Это связано с тем, что именно провинции Северного Китая, прежде всего Шань-дун и столичная провинция Чжили, оказались вовлеченными в события японо-китайской войны. На Севере в конце XIX в. осо­бенно активно действовали миссионеры, строились церкви, же­лезные дороги, на территориях концессий размещались гарнизо­ны иностранных войск.

В восприятии представителей самых различных социальных групп именно иностранцы были повинны в тяготах, с которыми пришлось столкнуться населению Северного Китая. Крестьяне страдали от увеличения налоговых сборов, что было результатом выплаты контрибуции Японии. Особенно ухудшилось положение тех слоев населения, которые обслуживали пути, связывавшие север Китая с центрально-южными провинциями. Массы лодоч­ников и транспортных рабочих потеряли источники существова­ния из-за появления новых видов транспорта — железных дорог и пароходов, находившихся главным образом в руках иностран­цев. Между тем именно эти группы были наиболее восприимчи­вы к призывам принять участие в самых радикальных действиях, включая вооруженную борьбу. Властям всегда было трудно удер­живать в повиновении именно эту часть населения, менее всего связанную со стабилизирующей ролью общинно-клановых струк­тур. В результате вторжения на китайский рынок иностранной фабричной продукции усугубилось положение городского ремес­ленного населения, все больше сталкивавшегося с конкуренцией со стороны иностранных товаров. Шэныши в массе своей также были далеки от симпатий к нараставшему религиозному и куль­турному проникновению с Запада. Проповедь миссионеров вос­принималась как угроза китайской традиции, освящавшей их гос­подствующее положение в обществе. К перечисленному надо добавить неурожаи и стихийные бедствия, поразившие в это время ряд районов Северного Китая.

Первоначально цинский двор отнесся к ихэтуаням как к от­кровенным бунтовщикам. По мнению двора, это были всего лишь бандиты, организованные тайными обществами, использовавши­ми традиционные приемы для привлечения новых сторонников

в свои ряды. В частности, особую роль в пропаганде и деятельно­сти сторонников ихэтуаней играло военное искусство — ушу. Ру­ководители ихэтуаней обучали своих последователей искусству рукопашного боя, что воспринималось иностранцами — свиде­телями происходящего как изучение приемов бокса. По этой при­чине европейцы называли ихэтуаней «боксерами», а само вос­стание — «боксерским».

Страницы: 1 2 3

Личность Александра III
Российский император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, понизил выкупные платежи. Со 2-й пол. 80-х гг. провел “контрреформы”. Усилил роль полиции, местной и центральной администрации. В царствование Александра III в основном завершено присоединение к России Ср.Азии (1885), заключен р ...

Государственный строй Вавилона
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность ...

Расселение людей на территории Отечества и особенности их жизнедеятельности.
Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни. Достоверно известно, что наши предки в I - VI вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных автор ...