XVIII век характеризуется дальнейшим усилением политики национального угнетения. В 1713 и 1720 гг. издаются указы Петра I, направленные на насильственную христианизацию татарского населения и предоставление существенных экономических и политических льгот для крещеных. Мусульмане и язычники были обложены дополнительными податями за право молиться своим богам.

По указу Петра от 1704 г., было велено «с абызов данные деньги сбирать с мечетей и с кереметей, переписав, сколько у которой мечети в приходе будет мужеска и женска полу, и вдовцев и холостых, и вдов и девок; и сбирать те данные деньги с женатых со всякого человека по три деньги; со вдовцев и с холостых и с малых ребят, со всякого человека по две деньги; с замужних жен по три деньги и с жены; со вдов и с девок по две деньги с человека на всякой год».

3 ноября 1713 г. был принят указ о крещении тех магометан в Казанской и Азовской губерниях, у которых во владениях имелись крестьяне православной веры. Эти мусульмане должны креститься в течение полугода, а «как воспримут святое крещение, и тем поместьям и вотчинам и людьми и крестьяне владеть по-прежнему. А ежели в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и со крестьянами у них взять и отписать на него Великого Государя, и без указу никому не отдавать»5.

В результате принятых мер мурзы и служилые татары, верные исламской вере, практически были лишены своих поместий и вотчин. Согласно документу, составленному в Сенате, «в 1715 г. по указу Петра Великого за невосприятие православной христианской веры греческого исповедания жалованные старые деревни с людьми и крестьянами отписаны на императорское величество»6.

2 ноября 1722 г. указом Петр I рекруты из инородцев, в случае крещения, освобождались от воинской службы. В 1724 г. Сенат дважды принимал решение о новых льготах новокрещеным.

28 августа он принял указ, по которому татар и прочих иноверцев, принявших православную веру, «освобождали от кабалы и учинили свободными»9.

21 октября Сенат удовлетворил прошение сибирского митрополита о предоставлении льгот осужденным, пожелавшим принять святое крещение. Сенат предписал осужденных на смерть и пожелавших креститься в православную веру татар и других иноверцев, обучив, крестить, а по восприятии святого крещения «ежели кто из них будет достоин казни, таких отсылать по обыкновению».

Для расширения миссионерской деятельности православной церкви в 1738 г. при свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора. Она ставила своей целью «умножение христианского закона» среди мусульманского населения Поволжья «для вятщего утверждения в вере». Это была настоящая инквизиторская организация.

Наделенная большими полномочиями, контора насаждала православие среди народов нерусской национальности не стесняясь в средствах. основной целью которой являлось принудительное официальное крещение.

Новокрещенская контора действовала до 1764 г., т.е. 26 лет, и за эти годы вызвала всеобщую ненависть и возмущение. Они заставляли их креститься, подвергали смертельным побоям, разоряли их хозяйства, а доносчиков награждали. Руководивший Новокрещенской конторой архимандрит Сильвестр старался оправдать кровавый террор, проводившийся его инквизиторами. Но возмущение деятельностью Сильвестра было так велико, что Синод был вынужден назначить вместо него другого.

Страницы: 1 2 3

Приход к власти большевиков и судьба Учредительного собрания.
До осени 1917 года общество мало занимало отношение большевиков к Учредительному собранию, однако после 25 октября оно стало решающим фактором. Тактическая линия партии исходила из идеи превосходства пролетарской демократии в лице Советов над буржуазным парламентом с Учредительным собранием во главе[169]. Это подтверждается воспомина ...

Теория «Официальной Народности». Западники и славянофилы
Николаевский режим своей тяжестью усиливал оппозиционность общества, развивая и усложняя ее. Наряду со сторонниками революционных изменений в нем появляются более умеренные элементы, считавшие, что революции — это болезнь общества, которую можно предупредить или вылечить. С. С. Уваров провозгласил знаменитую триаду: православие, самоде ...

Материальная и духовная культура саков
Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты ст ...