Гражданская война – это вооружённое столкновение различных

политических сил,

социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования.

После Октября 1917 в России существовали три крупные силы, разделявшиеся по отношению к новой власти.

Советскую власть активно поддерживали большая часть промышленного и сельского пролетариата, городская и сельская беднота (мелкие ремесленники, мелкие торговые служащие и т.д.), некоторая часть офицерства и интеллигенции.

В составе сил, активно ей противостоящих, находились: крупная промышленная и финансовая буржуазия, помещики, значительная часть офицерства, чины бывшей полиции и жандармерии, часть интеллигенции.

Самая многочисленная группа – это колеблющаяся часть, а часто и просто пассивно наблюдавшая за развивающимися событиями. Она искала возможности обойтись без классовой борьбы, но непрерывно вовлекалась в неё активными действиями первых двух сил. Это городская и деревенская мелкая буржуазия, крестьянство, пролетарские слои, желавшие «гражданского мира», часть офицерства и значительное количество высококвалифицированной интеллигенции.

Но данное деление сил следует считать условным. На самом деле они были тесно переплетены, перемешаны между собой и рассеяны по всей огромной территории страны. Это наблюдалось в любом регионе, в любой губернии, независимо от того, в чьих руках находилась власть. Правда, одна сила действовала в данной обстановке легально, а другая нелегально. Решающей классовой силой, во многом определявшей исход революционных событий, было крестьянство. Оно составляло основную массу населения страны.

Колебания крестьянства зависели от степени классовой борьбы, от соотношения сил, от особенностей обстановки, наконец, от региона со свойственным ему укладом крестьянской жизни. Размах, глубина и степень крестьянских волнений, их направленность в годы гражданской войны были разными в Поволжье, на Дону, в Сибири, на Урале и Украине.

События складывались таким образом, что уже в конце июля 1918 года В.И.Ленин констатировал начало поворота среднего крестьянства в стороны союза с советской властью. «Я знаю, что среди крестьян Саратовской, Самарской и Симбирской губерний, - говорил он, - где наблюдалась самая большая усталость и неспособность идти на военные действия, замечается перелом, они, испытав нашествие казаков и чехословаков… узнали, что всё это ведёт к тому, что возвращается помещик, капиталист садится на трон, - и они становятся теперь самыми ярыми защитниками власти Советов».

В этих условиях главную задачу партия большевиков видела в том, чтобы закрепить наметившийся поворот, завоевать доверие крестьян и особенно середняка. В первые месяцы после победы Октября социальная база антибольшевистских сил была настолько узкой, что новой власти без особого труда удалось подавить их сопротивление.

Потеряв опору в лице Временного правительства и не дождавшись созыва Учредительного собрания, зажиточного крестьянство поддержало Октябрьскую революцию. Оно боялось опоздать при разделе помещичьей собственности.

Такое поведение «богатеньких крестьян», да и середняков, которые отнеслись нейтрально или поддержали Октябрь 1917 года, было в какой-то степени неожиданностью для партии большевиков. Они предполагали, что союзником пролетариата будет не всё крестьянство, а широкая, много десятков миллионов насчитывающая масса полупролетарского и частью мелкокрестьянского населения в России.

Страницы: 1 2 3 4

Значение крещения Руси
Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало – возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего – монаст ...

Маньчжурия до 1644 г
В начале XVI в. на территории, ныне составляющей Северо-Восточный Китай, проживали племена маньчжуров, являвшихся потомками чжурчжэней, еще в начале XII в. создавших свою государственность в виде Империи Цзинь, павшей вскоре под ударами монгольских войск. Именно вхождение этой территории, почти на столетие, в орбиту китайской цивилизаци ...

Проблема возникновения человечества.
Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека – Пуруши. Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки п ...