Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально – культурного наследия наших предков. Это, в первую очередь, поселения людей, древние строения, места очагов, оружие, предметы быта, ювелирные изделия, даже кости зверей, на которых охотились древние люди, кости животных, которых они выращивали. В ходе археологических раскопок найдено множество наконечников стрел, копий, ножей, мотыг, терок, топоров, молотков, булав, глиняной посуды, встречается много каменных изделий. В захоронениях вместе с костями людей находят различные предметы обихода, в более поздних могильниках – бронзовые изделия, золотые и серебренные украшения.

Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях.

Памятники дреней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш – Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки – это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники чтрел, относящиеся к V - IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения – застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.

Город Бабиш – Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик – Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.

Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.

Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот – крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.

Ювелирное искусство. Ювелирное искусство у саков было высоко развито. Древним мастерам было известно литье расплавленного золота в формы. Гребни с изображением голов животных, серьги, перстни, браслеты, застежки с оправленными в них драгоценными камнями украшали одежду сакских женщин. Широко практиковалось у саков обертывание деревянных изделий и украшений в золотую оболочку. Вместе с резьбой по дереву, ювелиры искусно изготовляли из обработанной кости застежки, накладки, пуговицы и другие предметы быта.

Страницы: 1 2 3

Читатели
Важнейшей причиной перевода Румянцевского музея в Москву и основания Московского публичного и Румянцевского музеев была острая потребность именно в публичной общедоступной библиотеке. Первый читальный зал в Пашковом доме был открыт для "читающей публики" 14 (2) января 1863 г. "Московские ведомости" 30 декабря 1862 г. ...

Общественный строй.
Нет точных сведений, на какой ступени общественного развития стояли древние кыргызы до конца III в. до н. э. Только условно можно предположить, что в те времена кыргызы входили в какое-то крупное племенное объединение. А в 201 г. до н. э. китайские хроники впервые зафиксировали самоназвание этого племени гяньгунь - так передано иероглиф ...

Крестьянское самоуправление по реформе 1861 года. Изменение правового статуса крестьян.
Отмена крепостного права, освободив крестьян от зависимости их от помещиков в личном и правовом отношении, отнюдь не уравняла их с помещиками в их гражданских правах, не сделала их равноправными гражданами той страны, в которой они вместе с помещиками продолжали жить: «реформа перевела их из разряда крепостных крестьян не в разряд полно ...