Вообще, начиная с VII века до н.э., в Сибири, Казахстане, на европейском юге и в Поволжье в древнем ювелирном искусстве был широко распространен так называемый звериный стиль. Главной темой при этом были звери и мифические чудовища в зверином облике. Такие образы встречаются на казанах различных ритуальных предметах, на оружии, конских сбруях, а также на украшениях одежды. С традициями звериного стиля в ювелирном искусстве саки познакомились в воинских походах в Переднюю Азию, в Персию. Именно после возвращения из походов из этих мест в сакском искусстве появились образы льва или фантастического существа, напоминающего льва, сюжетные рисунки, в центре которых находились священное дерево или фигура божества. Через образы лошадей, оленей, овец, верблюдов, снежных барсов, тигров, орлов, реже – сайгаков, волков, зайцев, саки отображали своих мифических предков разных племен. Саки придавали им особое религиозное значение. Звериный стиль основан на представлениях, сохранившихся в древних эпосах о происхождении человека от различных животных.

Каждый род и племя считали своими прародителями - оленей, волков, архаров, тигров, орлов и т.д. Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являются священными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во время сражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить к победе.

В 1983 году в Илийско – Казахско автономной области в одном из захоронений в Кунесском районе был найден бронзовый бюст сака в высоком головном уборе – тымаке. Это лишь одно из свидетельств высокого уровня социально – экономической жизни кочевых сакских племен, их развитой культуры.

Религиозные верования саков. У саков религиозные представления играли особую роль, они содержали в себе всевозможный религиозный смысл, значение. Оседлые саки обожествляли землю. По их представлениям земля – мать наделена священной силой. Кочевые саки поклонялись божествам солнца, огня и войны. Они верили в духов умерших, верили, что мертвые оживают вновь.

Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган, захоронение окружали каменной кладкой. Археологические раскопки приводили к находкам таких захоронениях различных серебряных блюд, гребней и других предметов. По находкам в захоронениях можно сделать выводы, что древние саки верили в духов своих предков, домашнего очага, у них были традиции и обычаи поклонения потусторонним духовным силам, которые поддерживают, способствуют успехам. Возникновение этих традиций было связано с представлением, что все умершие живут вечно, что существует другой мир, в котором мертвые живут по традициям и обычаям своих родов и общества, по заведенным издавна правилам и привычкам. В связи с этим и торжественность захоронений, предметы и вещи в них соответствуют тому положению, которое было у человека при жизни. Вот почему племена и союзы племен оставляли в захоронениях знатных, наделенных властью людей дорогие украшения и оружие, которые они носили и использовали при жизни.

Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широко распространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например, традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой, что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили красную краску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений были разными. Так, на юге Казахстана – это жертвенные блюда и светильники, украшенные бронзой, а в центральном и Восточном Казахстане – жертвенные блюда и светильники, сделанные из камня.

Страницы: 1 2 3

Искусство и мифология
Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.В науке существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля».Раскопки последних лет на поселении ...

Частное предпринимательство
Период XVIII - первой четверти XIX в. включает в себя 2 этапа развития сибирского предпринимательства. В первой половине XVIII столетия происходит становление относительно самостоятельного торгово-промышленного предпринимательства как социально-экономического института. В это время расширяются внутренние и внешние границы потребительско ...

Каково значение государственной раздробленности в отечественной истории?
Всю феодальную Русь до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия) мы должны представить себе как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля госуд ...