Собирали дань, как натурой, так и в денежной форме. Единицами обложения были «дым», то есть один крестьянский двор, «рало», «плуг» (это единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства).

С конца ХI в. всё большее значение в качестве источника дохода начинают приобретать княжеская и боярская вотчины. Боярская вотчина состояла из усадьбы, где находились дом боярина, жилища его слуг и хозяйственные постройки, а также из территорий крестьян-общинников.

Вотчинная администрация включала управляющих отдельными частями хозяйства – тиунов, ключников и др. Все они находились под началом главы вотчинной администрации – огнищанина.

Основная масса населения Киевской Руси состояла из лично свободных людей, обязанных лишь платить дань-налог государству. Свободное сельское население и горожане именовались людьми. Также присутствовала такая социальная категория, как смерды – люди, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом.

Основной социальной ячейкой земледельцев в Древней Руси являлась соседская община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а также пашенной землей, хотя она и была поделена между отдельными хозяйствами. Таким образом, в Киевской Руси преобладающей являлась коллективная форма землевладения.

Община не только являлась хозяйственной единицей, а была многофункциональна. Она регламентировала практически все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: выборность старейшин, коллективное принятие решений и др. Люди, порвавшие связь с общиной, лишались защиты и заботы с ее стороны и назывались изгоями.

Однако наряду с основной массой свободных в Древней Руси существовали уже и лично зависимые люди: холопы, закупы, рядовичи и др.

Холопы, или челядь, - это люди, по своему социальному статусу близкие к рабам. Их использовали в вотчинном хозяйстве для обработки земель и изготовления ремесленных изделий, а также в качестве домашних слуг. Хотя рабство не играло значительной роли в экономике Руси, тем не менее оно сохранялось до ХV в. Категория рабов пополнялась прежде всего за счет пленных, захваченных во время войн. Кроме того, в рабство люди попадали за долги и оставались в этом до возвращения долга.

Во второй половине ХI в. появляется категория закупов, то есть лиц, которые брали у господина купу – денежную ссуду, землю, орудия труда в долг и обязаны были вернуть этот долг с процентами или отработать его.

Существовала в Древней Руси и такая категория зависимого населения, как рядовичи – лица, заключившие договор («ряд») с владельцем вотчины и обязанные работать на вотчинника в соответствии с этим договором. Лично зависимыми становились и смерды-общинники, земли которых оказывались на территории вотчины. Эта зависимость выражалась в том, что земледельцы должны были платить натуральный оброк и работать в хозяйстве господина.

Каким же образом регулировались отношения в этом обществе?

Поначалу писаных законов и правил не существовало, а потому общество жило по нормам обычного права, то есть по обычаям.

В одном из договоров Руси с Византией, заключенном в Х в., упоминается о «Законе русском», который, как считают историки, и представлял собой обычное право. Среди существовавших на Руси обычаев можно выделить обычай кровной мести – талион. В случае убийства одного из членов рода его сородичи должны были отомстить убийце. Однако обычаи различных племен часто противоречили друг другу, и по мере расселения одних племен родов вперемешку с другими и формирования единого государства требовался уже не обычай, а исходящий от государства закон. Свод законов, получивший название «Русская Правда», постепенно формировался на Руси с начала ХI в. до середины XIII в., начало которому положил Ярослав Мудрый.

«Правда» Ярослава ограничивала (но еще не отменяла полностью)

кровную месть. Теперь в круг мстителей входил уже не весь род, а лишь самые близкие родственники потерпевшего. Кровную месть можно было заменить штрафом. Так, за убийство свободного человека предусматривался штраф в размере 40 гривен.

Позднее «Русская Правда» была дополнена «Правдой Ярославичей», то есть сыновей Ярослава, появившейся в начале 70-х гг. XI в.

«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. По размерам штрафов, взимавшихся за убийство лиц, которые относились к разным социальным категориям, можно судить о степени общественного расслоения во второй половине XI столетия. За убийство приближенных князя – огнищанина, тиуна, мечника, старосты – полагался штраф в 80 гривен. Он в 16 раз превышал штраф за убийство смерда, составлявший 5 гривен

Страницы: 1 2 3

Терминология
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX в. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому период ...

IV этап: весна – осень 1920 года.
К весне 1920 года Красная Армия разгромила основные антибольшевистские силы, что упрочило положение РСФСР. В сложившейся ситуации на IX съезде РКП(б), состоявшемся 29 марта – 5 апреля 1920 г., было принято решение о неуклонном проведении в жизнь единого хозяйственного плана. Однако его осуществлению мешали не только внутренние, но и вн ...

Предпосылки и причины гражданской войны
После Октябрьской революции сложилась напряжённая социал-политическая ситуация, Приступая к грандиозному преобразованию России, большевики нуждались в спокойствии на внешних границах. 26 октября (8 ноября) был принят Декрет о мире. « Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных ...