Предусматривались наказания за посягательство на имущество князя: землю, скот и т.д.

В 1113 г. появляется «Устав» Владимира Мономаха, ставший еще одной составляющей частью «Русской Правды». Против злоупотреблений ростовщиков «Устав» предусматривал предельную норму ростовщического процента. Определялись также меры в отношении купцов, взявших у кого-то товар и не оплативших его, а затем по той или иной причине лишившихся этого товара. Закуп, несправедливо обиженный хозяином, мог пожаловаться князю, и хозяин обязан был уплатить штраф. Однако если закуп бежал от хозяина, он становился холопом.

Таким образом, в «Русской Правде» определялись наказания за посягательство на жизнь и здоровье людей, а также на их имущество. Основным наказанием в Древней Руси после отмены кровной мести стали штрафы.

По мере становления Древнерусского государства к силовым и правовым рычагам управления добавляются и религиозные, т.к. в эпоху Средневековья религия теснейшим образом переплеталась с политикой, играя огромную роль, как во внутренней жизни каждого государства, так и в международных делах.

В период образования Древнерусского государства основная масса населения придерживалась язычества. Народы, окружавшие Русь,

исповедывая различные монотеистические религии, пытались приобщить её к ним. Известны попытки Римской церкви утвердиться в русских землях: в 961 г. в Киев был направлен монах Адальберт с целью распространения христианства, в 979 г. послы Папы Римского прибыли туда с таким же поручением. «Повесть временных лет» содержит рассказ о посещении в 986 г. князя Владимира Святославича магометанами из Волжской Булгарии, иудеями из Хазарии, а также миссионерами, представлявшими западное и восточное христианство. Каждый из них пытался убедить князя принять соответствующую религию. Вероятно, и сам Владимир собирал информацию о существующих в мире вероисповеданиях, чтобы на основе этих данных сделать свой религиозный выбор. Непосредственно принятие христианства Русью в качестве государственной религии было тесно связано с русско-византийскими отношениями. В 987 г. в малоазиатских провинциях Византии вспыхнуло восстание под руководством военачальника Варды Фоки. В ответ на просьбу императора Василия II об оказании военной помощи против восставших Владимир потребовал заключения брака с византийской принцессой Анной (породниться с византийским правящим домом в то время считалось высочайшей честью и резко поднимало международный престиж вступившего в такой брак правителя и его государства), условием брака являлось крещение Владимира. В Византию был послан 6-тысячный русский отряд, активно способствовавший подавлению восстания Фоки. Владимир, по некоторым версиям, принял христианство. Однако империя нарушила соглашение, отказавшись отправить Анну на Русь. Тогда Владимир занял центр византийских владений в Крыму – город Херсонес (Корсунь), и в обмен на возвращение Византии Херсонеса Василий II вынужден был пойти на брак Анны с русским князем. После возвращения Владимира в Киев в 988 г. им было осуществлено массовое крещение киевлян. Эту дату принято считать годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии. Затем новая религия, где мирно, где насильственно стала насаждаться в других городах и землях Руси. Было учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчинявшаяся константинопольскому патриарху, в важнейших центрах страны (Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.) создаются епископства.

Принятие христианства Русью имело прогрессивное значение. Христианство способствовало развитию феодальных отношений в древнерусском обществе, освещая отношения господства – подчинения («да убоится раб господина своего», «нет власти не от Бога»); сама церковь, кроме того, быстро превратилась в крупного землевладельца и использовала труд феодально-зависимых работников. Но одновременно христианство привносило в мораль и нравы древнерусского общества большой потенциал обще значимых гуманистических ценностей («не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего, как самого себя» и др.) Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть (единая вера – единое государство – один государь); способствовало изживанию самосознания периода племенных союзов с делением на полян, кривичей и т.д. и сложению общерусского самосознания; став православным, человек уже осознавал себя русским (единая вера – единый народ). С крещением Руси качественно изменилось ее международное положение – вчерашняя языческая держава теперь на равных вошла в число европейских христианских государств.

Страницы: 1 2 3 

Техническая интеллигенция
Наш соотечественник, один из крупнейших авиаконструкторов XX в., Игорь Иванович Сикорский на глазах одного поколения прожил несколько удивительных жизней и в каждой был по-своему велик. С его именем связаны разные и притом неожиданные достижения конструкторской мысли, всякий раз выводившие мировую авиацию на новый уровень. Однако за ок ...

Чины придворные.
Система этих чинов сложилась к к. XVIII в. (первый придворный штат был принят в 1727, затем вводились новые штаты в 1796 и 1801). Ранее распределявшиеся почти по всем классам, они были сведены в две основные группы: первые чины двора (II и III классы) и вторые чины двора, к которым относились тогда камергеры (VI класс), титулярные камер ...

Причины и проявления англо-французского соперничества в 1700-1763 гг.
В XVIII веке соперничество между Великобританией и Францией, как ведущими европейскими державами, обострилось. В период с 1689 по 1763 год эти страны четырежды воевали друг с другом, и каждая война в Европе сопровождалась вооруженными столкновениями в американских колониях. Война Аугсбургской лиги (1688—1697) для английских американцев ...