ХП столетие принесло в Европу совершенно особое явление средневековой жизни - культ Дамы и куртуазную любовь. Культ Прекрасной Дамы (возникший на рубеже Х1-ХП вв.), воспеваемый утонченными поэтами-рыцарями - трубадурами, труверами, миннезингерами, привел к усилению роли знатной благородной женщины (дамы) в придворной жизни высшего общества. Женщина стала играть значительно большую, чем до начала крестовых походов роль. И как бы в противовес учению церкви о греховности тела женский костюм ХП в. впитывает все больше светских элементов, одежду начинают шить более узкой, обрисовывающей верхнюю часть фигуры. Женский костюм ХП в. состоял из камизы (рубашки) и узкого, обтягивающего грудь (со шнуровкой сзади либо сбоку) и доходящего до пола платья-блио, которое от бедер расширялась книзу при помощи клиньев и делалось из другой ткани, что по сути дела, представляло собой зародыш юбки (появилось нечто вроде юбки), имевшей, кстати, шлейф. У блио были узкие, от локтя расширявшиеся и ниспадающие до земли рукава. И “юбка" и широкие части рукавов блио часто плиссировались. Декоративной деталью женского костюма был пояс, который обычно носили на бедрах. К блио одевали узкий жилет - жип, подчеркивавший линию талии и грудь. О женщинах, одетых в соответствии с такой модой (т.е. шнуровавших талию, делавшей заметным для глаз бедра) средневековые источники говорят, как о “бесстыдно открытом зрелище для толпы”, “безнравственных женщинах”. Верхней одеждой дам, по-прежнему, служил полукруглый плащ. В зимнее время плащи подбивали мехом; они могли иметь рукав либо были мантиеобразными. Как и в предыдущий период, замужние женщины прикрывали волосы белыми платками, которые можно было повязывать различными способами. Типичной для ХП-ХШ вв была плотная головная повязка (охватывавшая подбородок и голову) - гебинде (от слова “бинден”, т.е. “связывать” как называли ее немцы). Повязка закрывала голову и полузакрывала лицо. Создавалось впечатление, что связаны воля и мысль женщины. Поверх такой повязки одевалась круглая шляпа (шапель), обруч либо корона. Кроме того, средневековая женщина ХП в. носила тюрбан. Красивой считалась женщина высокого роста, с золотистыми локонами, темными бровями, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка наклонив голову и вовремя умело подхватывать платье, дабы не волочить его по земле. В ХП в., благодаря связям с Востоком, в Европе появилась всевозможная косметика: благовония, эссенции, притирания, краски, покупавшиеся у восточных купцов за баснословные деньги. Женщины стали красить волосы почти во все цвета, кроме рыжего (этот цвет считался знаком проклятья), обливать себя духами и умащивать благовонными маслами, чтобы заглушить запах немытого тела и грязи, которая, несмотря на роскошь, царила в покоях феодалок.

В ХШ в. готический стиль (появившийся в середине ХП в. в архитектуре, преимущественно в церковном зодчестве) проник и в прикладное искусство западно-европейского костюма. Характерной особенностью силуэта одежды ХШ в. и следующих Х1У и ХУ вв. стали вытянутые готические пропорции. В моде стали преобладать вертикальные линии: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, головные уборы, вытянутые кверху и остроносые ботинки. Одежда стала пополняться новыми предметами и аксессуарами, индивидуализировалась, менялся ее покрой (если романская мода еще во многом базировалась на рубашкообразном, неприлегающем крое, то готическая выкройка одежды полностью соответствовала фигуре человека). В этих переменах (которые в одежде позднего Средневековья прослеживались более явственно, чем за многие столетия до этого) прежде всего сказались успехи средневековой торговли и ремесла. Рыцарь и состоятельный горожанин облачаются теперь в новый материал - сукно - продукт ткацкого производства самых развитых городов Северной Италии и Фландрии ХШ-Х1У вв. Одежда из сукна была куда практичнее, чем аристократические одеяния ХП в. С Х1У в. в придворный обиход внедряется бархат. Стремительно развивалось и мастерство средневековых портных, которые с Х1-ХП вв. объединились в профессиональные цехи и стали изготавливать одежду на заказ и на рынок. Кроме того, производство готической одежды полностью перешло в мужские руки. В ХШ в. были заложены основы современного кроя, появилось то, что мы называем выкройкой - покрой реглан, вытачки, а также складочки, корсет, плиссе, гофре, юбки-клеш. Усовершенствованная техника шитья ХШ в. позволила вшивать в одежду рукава. Ранее (поскольку одежда была чрезвычайно узкой и снять ее иначе было просто невозможно) они пришивались на время (например, на день, а вечером отпарывались) либо привязывались шнурками. И лишь с изобретением застежки рукава стали вшивать для постоянной носки. Далее, в Х1У в. появились воротники и распашные одежды (т.е. одежды, разрезанные спереди сверху донизу) и застегивавшиеся на пуговицы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великий железный путь
Временем зарождения идеи рельсовых дорог на восточной окраине России принято считать 50-е годы XIX века, когда граф Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, надумал строить железную дорогу от Татарского пролива до реки Амур. Примерно в это же время стало появляться немалое число проектов железных и конно-железных дорог в ...

История волжского казачьего войска
Если рядовой обыватель еще знает такие казачьи войска как Донское и Кубанское (благодаря, например, «Тихому Дону» М. А. Шолохова или послевоенной кинокартине «Кубанские казаки»), то, даже проживая на берегах Волги, люди зачастую, не подозревают, что их предки были волжскими казаками. Именно они в XV-XVII веках освоили этот благодатный к ...

Материальная и духовная культура саков
Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты ст ...