Особо следует сказать об одежде ХУ века. Аристократическая мода этого времени носила название “придворной бургундской моды”, т.к. пришла из герцогства Бургундии. Бургундский двор в то время стал одним из самых роскошных в Европе, а его моды считались эталоном изящества. Иногда этот период в истории костюма называют также “карнавалом мод”, в связи с бесконечной сменой разнообразных форм костюма. Мужской костюм периода “бургундских мод" создавался в кругу феодалов, в нем подчеркивалось явное пренебрежение к труду, он часто был неудобным - то широким и длинными, то узким и коротким. К концу ХУ в. длинные одежды носят лишь старики и должностные лица: преподаватели средневековых университетов, врачи, судьи. Камизу шили из тончайшего полотна, а остальные предметы одежды - из шелка, бархата, шерстяных тканей (сукна). Чулки-штаны кроили по форме ноги. Если нога была недостаточно стройной, то линии ее исправляли при помощи подкладок из пакли, подшиваемых изнутри. Новой модной одеждой этого времени был жакет - короткая распашная одежда, полы которой расходились пышной юбочкой от узкой, стянутой поясом талии. Жакет имел стоячий воротник, рукава жакета чаще всего имели пышный буф у плеча и сильно сужались к кисти (они назывались жиго). До середины ХУ в. жакеты были неотрезными в талии. Пожилые люди при выходе на улицу надевали кафтан, узкую одежду до колен, либо до середины икр. Кафтан обычно опоясывали. К длинным одеждам относились упленд и роб. Первый носили феодалы и бюргеры. Упленд был распашной и настолько длинной одеждой, что полы его часто волочились по земле. Бюргеры иногда укорачивали упленд до середины икр. Сверху, до талии, он мог застегиваться, а от талии до подола был распахнут. Обязательно опоясывался. Одеждой средневековых щеголей был роб. Роб представлял собой накладную одежду со стоячим воротником. Спереди роб был узким, сзади иногда имел своеобразный шлейф (“полотенце”), представлявший собой полотнище ткани, пришитое на спине под воротником. Роб был опоясан в талии. Вверху рукава роба имели буф, а от локтя до кисти были узкими. Из головных уборов очень распространенным во всех слоях населения был капюшон с оплечьем (часто украшенный бубунчиками и зубцами). Капюшон можно было пришить к плащу. Конец капюшона (если он был длинным) можно было завязать узлом. Кроме капюшона, носили шаперон. К ХV в. он приобрел вид шляпы. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы - одну на голове, другую за спиной. В народе предпочитали все тот же бегуин, иногда его одевали и знатные люди, но тогда поверх и бегуина носили шляпу.

Женский костюм периода “бургундских мод”, так же как и мужской, отличался удлиненным силуэтом. Верхнее платье женщин - роба - напоминало мужской упленд. Роба имела узкий рукав с воронкообразным манжетом; лиф ее был укорочен, так что пояс находился почти под грудью. Неширокая юбка спереди была несколько укорочена, а сзади имела шлейф, длина которого строго регламентировалась и зависела от положения женщины в обществе. Например, королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть был равен 45 см), герцогини, принцессы - в 8 локтей и т.д. до одного локтя. В робе имелось декольте. Часто платье имело треугольный вырез до пояса спереди и сзади; впереди этот вырез прикрывали вставкой из другой ткани и обрамляли мехом. По словам известного французского портного ХУ в., повседневные платья шились, главным образом, из материй серого, черного и фиолетового цветов. Необыкновенно популярным был черный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата. Из него шили и придворную одежду. Любимыми комбинациями цветов в одежде были сочетание черного, серого и белого, или сочетание черного и фиолетового с серым. Желтый и коричневый считались в то время безобразными; синий и зеленый - не пользовались популярностью. Каков характер нелюбви к этим цветам - эстетический или символический - сказать трудно (К слову, серый и коричневый тогда считались цветами грусти). Однако выходные платья изобиловали контастирующими деталями. Преобладал красный цвет, за ним стоял белый. Со второй половины ХV в. сочетание черного с белым вытесняется комбинацией желтого с синим. Обувь напоминала мужскую, но не имела таких утрированных носков: они были несовместимы с длинной юбкой. В ХУ в. огромное значение приобрели головные уборы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Любимым головным убором знатной женщины, по-прежнему, был чепец причудливой формы - эннен. Высота его как и раньше зависела от степени знатности. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала. В большом фаворе были и другие чепцы. Модным считался “рогатый” чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками (женщины укладывали косы в форме валика по краям головы и покрывали эти прически плотно прилегавшим чепцом. Если смотреть на такую женщину спереди, казалось, что у нее есть рога. Проповедники, обличая подобную моду, настаивали на том, что “рога" говорят о связи их владельцев с дьяволом); чепец в виде “двойной сахарной головы” и в виде “паруса”.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Образ н. М. Ядринцева в культурной памяти россиян ХХ – начала XXI вв.. Культурная память как исследовательская категория
В современной литературе достаточно разнообразна терминология, связанная с памятью. Можно встретить такие варианты, как "индивидуальная память", "культурная память", "историческая память", "социальная память", "персональная память", "групповая память", "память детства" ...

«Оппоненты» церкви
Однако духовная жизнь Западной Европы, разуме­ется, не исчерпывалась только христианством. Духов­ная культура, созданная в средние века, поражает многослойностью и разнообразием. Догматы церкви оспаривались еретиками - ка­тарами (в переводе с греческого слово «катары» озна­чает «чистые»), альбигойцами, вальденсами, которые считали земно ...

Дружба Пушкина и Жуковского. Знакомство поэтов
В 1815г. Жуковский, по дороге в Павловск, не раз заезжал в Царское Село, где познакомился с 16-тилетним лицеистом, автором нескольких напечатанных стихотворений, сыном и племянником его близких московских знакомых Александром Пушкиным. Долгая дружба двух поэтов была основана не только на литературной преемственности, но и на общности м ...