В XVII в. ссылка уже входит в карательную систему, и Уложение 1648 использует ее весьма широко, присуждая к ней за самые разнообразные деяния.

Ссылка в русском праве понималась в высшей степени своеобразно. Если на Западе государство стремилось к очищению путем ссылки метрополии или к колонизации отдельных провинций, то русское правительство к этим целям присоединяло еще третью: извлечение из личности преступника и его труда наибольшей выгоды для государства. Преступник ссылался и этим очищал город, в котором совершил преступление; уже в самом факте переселения русское право видело достаточное наказание. Но по прибытии на место ссылки преступник оставался на свободе и занимался тем делом, на которое был привлечен. Этим объясняется и большое разнообразие местностей, куда ссылались преступники (малороссийские города, Севск, Сибирь), и чрезвычайная индивидуализация наказания по виду работ. Так, различались: ссылка на пашню, в посад, в службу.

При Петре I получили осуществление идеи Виниуса о создании своего галерного флота и о его снабжении гребцами из числа преступников. Но Петру I рабочие руки нужны были не только на галеры. В С. - Петербург, Гогервин (Балтийский порт), Даурские и Нерчинские рудники, в Оренбургский край - словом, во все места, где нужен был тяжелый труд, направлялись ссыльные. Принудительные работы получили техническое название каторжных (от каторга - гребное судно, галера). Они разделились на корабельные, адмиралтейские, портовые, рудниковые и заводские; при Павле I была осуществлена попытка классифицировать ссыльных по свойству работ.

Наряду с ссылкой на каторжные работы практиковалась и ссылка на поселение. Поселенцам предписывалось выделять землю, давать семена и инструменты, освобождать первое время от податей.

В 1822 при участии М.М. Сперанского[1], были выработаны и приняты "Устав о ссыльных" и "Устав об этапах в сибирских губерниях".

По Уставу о ссыльных поселенцев разделяли на 6 разрядов:

1) временных заводских рабочих,

трудившихся наряду с каторжниками;

2) дорожных рабочих;

3) ремесленников;

4) слуг;

5) поселенцев, причислявшихся к деревням старожилов или образовавших новые поселения;

6) не способных к работам.

Т.о., все поселенцы были приурочены к определенным занятиям. Сибирские заводы, рудники, фабрики не в состоянии были вместить то количество ссыльных, какое им доставлялось ежегодно; спрос на них падал вследствие нежелания частных лиц пользоваться услугами уголовных преступников. К тому же уголовные законы долгое время не содержали четких разграничительных понятий о поселении и каторге и их взаимном соотношении. Да и организация управления ссылкой была в высшей степени несовершенна. Некоторое упорядочение внесло лишь Уложение 1845 и позднейшие узаконения.

По законам начала XX в. различались:

1) ссылка на каторжные работы;

2) ссылка на поселение. Оба вида являлись наказанием уголовным, сопровождавшимся лишением прав состояния. До закона от 10 июня 1900 существовала еще ссылка на житье, имевшая несколько степеней в зависимости от места ссылки, сроков заключения и запрещения выезда. Так, имелось пять степеней ссылки на житье в Сибирь:

1) с заключением от 3 до 4 лет и запрещением выезда от 10 до 12 лет;

2) с заключением от 2 до 3 лет и запрещением выезда от 8 до 10 лет;

3) с заключением от 2 до 3 лет;

4) с заключением от года до 2 лет;

5) без заключения.

Место ссылки в первых двух степенях - Иркутская и Енисейская губ., в последних трех - Томская и Тобольская губ.

Ссылка в отдаленные губернии, кроме Сибирских, имела четыре степени:

1) с заключением от года до 2 лет;

2) с заключением от 6 мес. до года;

3) с заключением от 3 до 6 мес.;

4) без заключения.

Во всех степенях ссылка на житье сопровождалась лишением всех особых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, следовательно, относилась к группе наказаний исправительных; при этом она применялась лишь к привилегированным, а для непривилегированных заменялась заключением в исправительных отделениях или в тюрьме с лишением тех же прав. Уложение от 22 марта 1903, согласно закону 1900, не содержало ссылки на житье, сохранив каторгу и поселение.

Ссылка на поселение разделялась на 2 степени:

1) в отдаленнейшие места Сибири;

2) в места Сибири, не столь отдаленные. Кроме того, особым родом ссылки осталась ссылка на поселение в Закавказье для раскольников, причем срок их наказания истекал с момента изъявления ими желания присоединиться к Православию; в этом случае они возвращались во внутренние губернии, а при повторном впадении в ересь ссылались в Закавказье уже бесповоротно.

Сибирская ссылка на поселение следовала за: богохуление и кощунство, отвлечение от веры, оскорбление святыни, оказание неуважения к верховной власти, бунт, измену, сопротивление властям, подлог бумаг от имени императора, противозаконные сообщества, оставление отечества, подстрекательство к нападению.

Страницы: 1 2

Осуществление карательными органами массовых репрессий в Западной Сибири. Взаимосвязь культа личности с массовыми репрессиями в СССР в 30-е годы
Репрессии 30-х годов в СССР неотъемлемо связана с такими терминами как "культ личности", "сталинизм", "сталинщина". Многие историки и публицисты обращаются к этой теме, пытаясь объяснить суть этих терминов, и, конечно же, каждый толкует их по-своему. И по-своему объясняет причины появления, укрепления, разв ...

Распад колониальной империи Франции
Одним из важнейших аспектов истории Франции в 60-е гг. был распад французской колониальной империи. В 1958 г. в связи с принятием Конституции Пятой республики правительство де Голля провело в «заморских территориях» референдум по вопросу о том, одобряют ли их жители проект конституции и хотят ли они остаться вместе с Францией в составе ...

Бойкот автобусных линий в Монтгомери
Бойкот автобусных линий явился одним из первых и самых громких эпизодов в истории борьбы чернокожих за гражданские права. В начале 50-х годов XX века движение за гражданские права было еще достаточно слабым и не могло противостоять серьезным политическим и экономическим институтам белой Америки. Но продолжавшие действовать на территории ...