Кроме того, на поселение ссылались все осужденные на каторжные работы по отбытии ими последних; если закон специально не предусматривал изъятий из этого правила, ссылка на поселение была всегда пожизненной.

Относительно способа исполнения наказания Устав о ссыльных содержал следующие правила.

Возглавляло дела по ссылке состоявшее в ведении Министерства юстиции Главное тюремное управление; наблюдение за пересылкой арестантов осуществлялось местными инспекторами по пересылке; Тюменский приказ и находившиеся в крупнейших центрах Сибири экспедиции о ссыльных ведали распределением, пересылкой и устройством арестантов на местах[2]

.

К месту назначения ссыльные направлялись пешеэтапным порядком, а также по железной дороге, на пароходах и буксируемых ими баржах, на переменных и почтовых лошадях. В Тюменском приказе из общего числа ссыльных выделяли дряхлых, старых и слабосильных, которых определяли в местные богоугодные учреждения или на попечение волостей, все же прочие присоединялись к селениям старожилов. Попытка организовать собственные поселения ссыльных, за исключением колоний скопцов в Якутской обл., не удалась, хотя в 1889 казной было приобретено для этой цели до 60 тыс. десятин удобной земли в Тобольской губ. Средства к жизни поселенцы добывали или собственным трудом, или иждивением сельских обществ, к которым были приписаны, за что последние получали часть арестантского содержания.

В течение первых трех лет поселенцы вовсе освобождались от податей, а в следующие семь лет платили половину. Ссыльные имели право приобретать собственность, недвижимую и движимую, и вступать в брак; женатые и замужние, за которыми их супруги не последовали в ссылку, могли подавать прошения о расторжении брака. Ссыльные могли увольняться на частные золотые прииски.

По истечении 10 лет пребывания в Сибири все ссыльнопоселенцы могли причисляться к крестьянству и поселяться во всех сибирских губерниях, если же они вели себя благопристойно и занимались полезным трудом, то 10-летний срок мог быть сокращен до 6 лет. Во время пребывания на поселении к ссыльным применяли особый порядок судопроизводства и особые карательные меры, среди которых центральное место занимали телесные наказания.

На таком же режиме содержались и водворяемые в Сибири бродяги. Русское право, специально предусматривая ссылку на водворение, содержало правило об определении бродяг на особые работы в Сибири.

Описанные виды ссылки имели ту общую черту, что основывались на судебном приговоре. Русское право предусматривало и административную ссылку. Так, высшие органы администрации имели право высылки на основании положения о мерах по охране государственного спокойствия, а также особых положений по управлению Кавказом, Туркестанским краем, Степным генерал-губернаторством, Астраханской и Ставропольской губ. и областями Донской, Терской и Кубанской. Кроме того, крестьянство и мещанство имели право передавать администрации для ссылки лиц порочного поведения или таких, которые были по суду лишены прав и по отбытии наказания не приняты в общество.

Страницы: 1 2 

Подъем национально-освободительного движения
Для национально-освободительного движения царский манифест послужил мощным катализатором в борьбе за равноправие наций и ликвидацию национального гнета. Манифест был опубликован в разгар Всероссийской политической стачки. С 14 по 21 октября Вильно находился в руках рабочих. 16 октября восстали рабочие Ревели и национальные районы Поволж ...

Восточный вопрос.
Другая проблема, с которой столкнулась Россия в эти годы в области внешней политики, был так называемый восточный вопрос. Для России разрешение проблемы Черного моря и черноморских проливов было связано с обеспечением безопасности южных границ и с хозяйственным освоением юга страны. Царское правительство старалось укрепить свои позиции ...

Деятель культуры
Мы, конечно, употребляем эти слова в надежде, что ассоциации, связанные с сочетанием слов «деятели советской культуры», в настоящее время забыты. Разъяснять смысл термина лучше всего на примерах, и пусть первым примером деятеля культуры будет Платон. Деятель культуры тратит свою жизнь на то, чтобы создавать явления культуры, но для это ...