Ссылка в русском правеСтраница 2
Кроме того, на поселение ссылались все осужденные на каторжные работы по отбытии ими последних; если закон специально не предусматривал изъятий из этого правила, ссылка на поселение была всегда пожизненной.
Относительно способа исполнения наказания Устав о ссыльных содержал следующие правила.
Возглавляло дела по ссылке состоявшее в ведении Министерства юстиции Главное тюремное управление; наблюдение за пересылкой арестантов осуществлялось местными инспекторами по пересылке; Тюменский приказ и находившиеся в крупнейших центрах Сибири экспедиции о ссыльных ведали распределением, пересылкой и устройством арестантов на местах[2]
.
К месту назначения ссыльные направлялись пешеэтапным порядком, а также по железной дороге, на пароходах и буксируемых ими баржах, на переменных и почтовых лошадях. В Тюменском приказе из общего числа ссыльных выделяли дряхлых, старых и слабосильных, которых определяли в местные богоугодные учреждения или на попечение волостей, все же прочие присоединялись к селениям старожилов. Попытка организовать собственные поселения ссыльных, за исключением колоний скопцов в Якутской обл., не удалась, хотя в 1889 казной было приобретено для этой цели до 60 тыс. десятин удобной земли в Тобольской губ. Средства к жизни поселенцы добывали или собственным трудом, или иждивением сельских обществ, к которым были приписаны, за что последние получали часть арестантского содержания.
В течение первых трех лет поселенцы вовсе освобождались от податей, а в следующие семь лет платили половину. Ссыльные имели право приобретать собственность, недвижимую и движимую, и вступать в брак; женатые и замужние, за которыми их супруги не последовали в ссылку, могли подавать прошения о расторжении брака. Ссыльные могли увольняться на частные золотые прииски.
По истечении 10 лет пребывания в Сибири все ссыльнопоселенцы могли причисляться к крестьянству и поселяться во всех сибирских губерниях, если же они вели себя благопристойно и занимались полезным трудом, то 10-летний срок мог быть сокращен до 6 лет. Во время пребывания на поселении к ссыльным применяли особый порядок судопроизводства и особые карательные меры, среди которых центральное место занимали телесные наказания.
На таком же режиме содержались и водворяемые в Сибири бродяги. Русское право, специально предусматривая ссылку на водворение, содержало правило об определении бродяг на особые работы в Сибири.
Описанные виды ссылки имели ту общую черту, что основывались на судебном приговоре. Русское право предусматривало и административную ссылку. Так, высшие органы администрации имели право высылки на основании положения о мерах по охране государственного спокойствия, а также особых положений по управлению Кавказом, Туркестанским краем, Степным генерал-губернаторством, Астраханской и Ставропольской губ. и областями Донской, Терской и Кубанской. Кроме того, крестьянство и мещанство имели право передавать администрации для ссылки лиц порочного поведения или таких, которые были по суду лишены прав и по отбытии наказания не приняты в общество.
Реформы Александра II. Отмена крепостного права
«Великая реформа» 1861г. ликвидировала крепостное право, стала порождением целого комплекса факторов и в первую очередь – структурного кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины XIX в.
В том, что царь настроен, действовать решительно, легко было убедиться вскоре после его московского выступления. Это ещё не ...
Характер развития сибирского предпринимательства
Необходимо остановиться на характере развития сибирского предпринимательства в этот период. На него негативно влияла слабая правовая защищенность российского предпринимательства, которая особенно наглядно проявлялась в Сибири, где купцы и промышленники, будучи людьми состоятельными, становились излюбленными объектами вымогательств и зло ...
Крестьянин в обстановке новой экономической политики
В хозяйственном развитии намечались две линии: «… одна линия развития – капиталистическая, когда на одном полюсе накапливается капитал, а на другом – наемный труд, нищета. Другая линия развития – через наиболее понятные, легкие и доступные крестьянству приемы кооперации – к социализму».[1]
Крестьянская беднота – типичная фигура деревни ...