"Теория официальной народности". В 1833 г. министром народного просвещения был утвержден граф С.С. Уваров (1786-1855). Прожив за границей несколько лет, он критически воспринял западноевропейскую цивилизацию. Он считал, что в странах Западной Европы "порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный дух", и следствием этого явились народные потрясения. Сочетание глубоких познаний с системностью мышления и обостренным чувством современности позволили ему выработать оригинальное мировоззрение. Основу его мировоззрения составили два коренных принципа:

1. Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях, необходимо искать свой путь, исходя из исторического прошлого и особенностей современного состояния России.

2. Основа продвижения вперед в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Поэтому просвещение С.С. Уваров сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии. Одна из главнейших задач просвещения состояла в укреплении чувства национальной гордости.

Использовав некоторые положения из работ Н.М. Карамзина и М.П. Погодина, как министр просвещения, в 1832 г. С.С. Уваров сформулировал самобытную программу, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Основные положения этой программы были впервые изложены С.С. Уваровым в 1832 г. в отчете о состоянии Московского университета: "Православие, Самодержавие и Народность составляют последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества". Окончательно она была сформулирована в докладе Николаю I в 1833 году. Позже эта программа С.С. Уварова получит название "теория официальной народности". По глубокому убеждению С.С. Уварова, эта краткая и внешне простая формула могла и должна стать национальной идеей, вокруг которой могли бы сплотиться все слои общества на пути эволюционного (не революционного, как на Западе) развития России. С.С. Уваров считал, что в национальной идее особенно нуждался образованный слой русского общества, который в силу особенностей развития отошел от русской культуры, от православия и которому не доставало национального самосознания.

Прогресс человеческого общества, как и В.А. Жуковский, С.С. Уваров связывал, прежде всего, с прогрессом человеческого духа (материальный прогресс низводит человека до уровня вещей), поэтому православие занимало первую позицию в его формуле. Вера ограждает человека и общество в целом от крайнего цинизма, скептицизма, материализма, безнравственности, обеспечивает единство русского народа. Вера незыблема. В самодержавном правлении С.С. Уваров видел главное условие политического существования России. Уваров считал, что обширная и разнообразная империя требует сильной центральной власти; что только сильная власть способна успешно осуществлять реформы, что самодержавное правление позволит России избежать экономических проблем, сопровождавших индустриализацию в Европе, и что промышленность может и должна развиваться не стихийно, а на основе государственного руководства, и тогда разумный экономический рост способен принести благо народу, привести к безболезненной ликвидации крепостного права. Любая попытка ослабить самодержавие неминуемо приведет к гибели России. Народность - это, прежде всего историческая самобытность: идея народности в понятии С.С. Уварова подразумевала бережное отношение к отечественной истории, литературе, родному языку, обычаям.

Абсолютно таких же взглядов придерживался В.А. Жуковский в воспитании юного наследника престола: кроме широкого системного образования будущего императора, видел еще и другую цель: внушить нравственные принципы, необходимые для достойного человека и мудрого государственного деятеля. Удивителен тот факт, что Николай I, окружал себя людьми, считавших духовное богатство самым ценным, хотя сам не являлся приверженцем этих идей.

Дидактические идеи в педагогической деятельности М.В. Ломоносова
Разработку дидактических вопросов М.В.Ломоносов осуществлял на основе идеи познаваемости объективного мира. Основой познания М.В. Ломоносов называл чувственное восприятие, результаты которого проверяются опытным путем. Он всей своей научной и педагогической деятельностью утверждал, что практика является основой познания. Весь процесс че ...

Чехословакия в период выбора путей послевоенного развития. 1945-1948 гг.
Кошицкая программа была результатом компромисса основных политических сил, боровшихся за лидерство в послевоенной Чехословакии. Умеренная программа социально-экономических преобразований также была более понятна широким слоям общества, участвовавшим в национально-освободительной борьбе. Бенеш и его сторонники предполагали восстановить Ч ...

Выговская пустынь
Возникновение самой общины следует отнести к 1694 г. Ее основателем был Данила Викулин, затем настоятелем "пустыни" стал посадский человек города Повенца Андрей Денисов, которого сменил его брат Семен Денисов. Поначалу Выгорецкая пустынь была небольшой, старообрядцы, как свидетельствует историк пустыни Иван Филиппов, жили &quo ...