История кочевых племен Половецкой земли. Письменные источники
о печенегах и половцахСтраница 1
Самые ранние письменные свидетельства о пребывании народов- печенегов и половцев в Урало-Волжских степях датируются 922 годом и принадлежат перу Ахмеда Ибн Фадлана, секретаря посольства, посланного багдадским халифом Муктадиром в Волжскую Болгарию по просьбе болгарского царя Алмуша.
На всем протяжении своего долгового и трудного пути из Багдада в Болгарию он вел дневник, куда заносил сведения о местностях, странах и народах.
Спустившись с безводного плато Устюрт, караван посольства пришел к кочевьям Огузов (гуззов), живших в то время в степях между Северным Приаральем и низовьями Волги. Кроме сообщений об образе жизни и нравах этого народа Ибн Фаден оставил детальное описание похорон огуза, фиксируя признаки и языческий обычай захоронения.
Благодаря сведениям Ибн Фадлана, археологам удается этнически классифицировать часть курганов Х-ХI вв в Урало-Волжских степях, погребальный обряд которых характеризуется именно такими признаками (захоронения под земляными насыпями в прямоугольных ямах, перекрытых досками, на которых лежат череп и кости ног коня, поза погребенного – вытянуто на спине, головой на запад, вместе с ним очень часть находятся железные наконечники стрел, бронзовые и серебряные украшения поясов и специфические фигуры с распростертыми крыльями).
Двигаясь дальше от огузских почевий, багдатское посольство через несколько дней подошло к берегам озера Шалкар (Уральская область), вокруг которого в это время печенеги.
Очевидно, из-за краткости остановки (у печенегов посольство пробыло всего лишь 1 день, Ибн-Фадлан не имел возможности подробно ознакомиться с бытом и обычаями этого народа, а потому ограничился только кратким описанием их внешнего вида («они- темные брюнеты с совершенно бритыми бородами …») и сжатый, буквально в 1 фразе, характеристикой имущественного состояния данной группы печенегов («…они бедны в противоположность гузам…»).
Сведения Ибн-Фадлана о пребывании в начале Х века печенегов к востоку от Волги подкрепляются аналогичными сообщениями других средневековых авторов, современников Ибн-Фадлана: византийского императора Константина Багрянородного и арабского писателя, историка и географа Аль-Масуди. Указанные сведения органично дополняются данными археологических исследований, в результате которых в северной части Урало-Волжских степей на территории современных Куйбышевской , Саратовской и Оренбургской областей, выявлена и изучена серия курганов, по своим признакам индентичных особенно печенежским курганам, в большом количестве известным в степях Украины и Северного Причерноморья.
Северные же границы печенежских кочевий в Заволжье и Приуралье (Заволжская Печенегия) совпадали с южной кромкой волго-уральской степи, а западная доходила до Самарской Луки (в средневековых географических картах Жигули называются «Печенежскими горами»)[1].
Однако государство печенегов в Приуралье продолжалось не долго, так как с востока из Центральной Азии на печенегов уже катился, сверкая молниями своих кривых сабель, всесокрушающий вал безжалостного и жесткого врага, о котором в далеком Киеве смиренный летописец с горечью написал: «В лето 6569 (1061г.) придоша половца первое на Русьскую землю воевати»[2].
Половцы, они же команы, они же кипчяки- народ с драматической и по-своему прекрасный историей.
По мнению армянского средневековья историка Матфея Эдесского «рыжеволосый народ хардеш»- это половцы, которые в 1050-1051 гг. огузов и печенегов в степях Северного Кавказа. Через 5 лет, в 1055г. первые половецкие орды появляются у границ Киевской Руси, о чем говорит «Повесть временных лет».
Программа воспитания юношества С.С. Уварова.
"Теория официальной народности". В 1833 г. министром народного просвещения был утвержден граф С.С. Уваров (1786-1855). Прожив за границей несколько лет, он критически воспринял западноевропейскую цивилизацию. Он считал, что в странах Западной Европы "порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный ...
Кровавое воскресенье
По прежнему в России сохранялось общинное землевладение. Крестьяне не имели право отказаться от полученной земли. В общине существовала круговая порука, происходили переделы земли на основе уравнительного землепользования. Кроме того, община диктовала сроки сельхозработ. Сохранялась система отработков. Все это безусловно сказывалось на ...
Внутренняя критика
Внутренняя критика представляет собой следующий и завершающий этап критического анализа источника. На этом этапе критика источника основывается на герменевтике, теории и искусству истолкования исторических (и вообще литературных) текстов. Познающему субъекту важно предельно возможно выявить степень достоверности и научно значимой ценнос ...
