Результатом подавления выступления ихэтуаней было закреп­ление полуколониального статуса китайской державы, формаль­но сохранившейся как суверенное государство, однако, в сущ­ности, полностью зависимой от западных держав.

На рубеже XIX—XX вв. в своем окончательном виде сложились сферы влияния западных держав. Регионом преимущественного экономического проникновения Англии стал юг Китая, а также провинции среднего течения Янцзы. Сферой влияния Японии становятся провинции нижнего течения Янцзы (главным обра­зом Фуцзянь), Франция стремилась утвердиться в провинциях Юга, прилегавших к ее владениям в Индокитае (Юньнань, Гуан-си, Гуандун), Германия установила контроль над Шаньдуном, а основные интересы России были сосредоточены в Маньчжурии, где нарастало соперничество с Японией.

Новое сокрушительное поражение, понесенное Китаем, ста­ло главным побудительным мотивом, приведшим к обнародова­нию в августе 1900 г. императорского указа о необходимости про­ведения реформ. В январе 1901 г. в Сиани, где все еще находился императорский двор, был опубликован эдикт, в котором объяв­лялось о новой серии реформ, получивших название «новой по­литики». Вскоре был создан правительственный комитет, ответ­ственный за ее проведение. «Новая политика», подобно «полити­ке самоусиления», преследовала цели укрепления положения правящей династии и устоев деспотического режима. В сущности же, это означало попытку проведения более радикальных преоб­разований по сравнению с попыткой 60-90-х гг. XIX в.

Наиболее важной чертой «новой политики» было наметивше­еся изменение в отношении правительства к торгово-прсдпри-нимательским слоям. Впервые в истории китайской империи го­сударство объявило о своем стремлении отойти от ограничения предпринимательства, встав на путь его поощрения. Созданное в 1903 г. указом двора Министерство торговли должно было всячески способствовать притоку частного капитала в промышленность и коммерцию. За этим последовали указы, направленные на упо­рядочение горнорудного дела, были сняты ранее существовав­шие запреты на разработку природных ресурсов в ряде районов страны и одновременно приняты весьма существенные положе­ния, связанные с упорядочением монетной системы. В провин­циальных центрах и наиболее развитых городах была разрешена организация торгово-промышленных палат, деятельность различ­ных акционерных обществ и торговых союзов. Эти новые струк­туры впоследствии стали средством отстаивания не только эко­номических, но в определенной мере и политических интересов формирующейся буржуазии Китая.

Немаловажное значение имели и реформы государственных структур, свидетельствовавшие о стремлении приблизить фор­мы государственного управления к западным образцам. Вместо архаического Управления по делам различных стран (Цзунли ямынь) было создано Министерство иностранных дел. Была не­сколько модернизирована система судопроизводства — отмене­ны наиболее варварские формы следствия, жестокие пытки, об­разовано Министерство внутренних дел.

Особое значение придавалось реформе армии. Начало было положено отменой экзотической системы комплектования офи­церского корпуса, в частности отменой экзаменов на поднятие тяжестей и стрельбу из лука. Вместо этого началось формирова­ние военных учебных заведений нового образца, в деятельности которых широко использовался опыт европейских государств. Осо­бое внимание уделялось германскому опыту строительства воору­женных сил. Генерал Юань Шикай, ставший одним из инициато­ров и деятелей военной реформы, был сторонником ликвидации традиционной системы, основанной на территориальном прин­ципе комплектования наемной армии. Однако его планы по вве­дению всеобщей воинской повинности двор не поддержал. В ре­зультате «новая армия» создавалась как наемная, но при этом для поступления на службу было необходимо соответствие образова­тельному и имущественному цензу. Это делало армию, с одной стороны, более подготовленной к использованию новой техни­ки, с другой — более восприимчивой к новым политическим иде­ям, что проявилось в годы китайской революции.

Общим результатом «новой политики» было укрепление по­зиций предпринимательских, а также региональных элит, рас­считывавших использовать реформы в собственных интересах. Их главная цель — ослабить центр, не способный эффективно вы­полнять свои функции обеспечения «верховного единства» и не­зависимости государства, и перераспределить власть в свою пользу.

Этот процесс шел под воздействием сдвигов в экономичес­ком развитии, которые определялись становлением китайского капитализма В меньшей степени им была затронута китайская деревня, за исключением районов, непосредственно прилегав­ших к крупным «договорным» портам. Социальная дифференциа­ция капиталистического типа, в основе которой лежали товар­но-денежные отношения и использование наемной рабочей силы, все еще продолжала уступать расслоению традиционного типа. Тем не менее на положение дел в деревне оказывали влияние новые явления, характерные для экономики в целом, заставляя ее реа­гировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Страницы: 1 2 3

Внутренняя политика
Когда началась политика перестройки в 1985 году, ничто не предвещало сразу крупных межнациональных проблем. Тогда Горбачев стремился укрепить Союз, и свою политику перестройки он начал, как политику Перестройки социализма, но ни о каком разделении союза он не думал, и речь об этом не шла. Но в условиях перестройки, та центральная власть ...

Театральное искусство. Музыка
В Древней Руси театральное искусство наибольше воплощалось в народном и так называемом княжеском, дружинном театре. Народный театр получил широчайшее выражение в свадебной народной обрядности1. Основой княжеского театра были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный из Германии или из Византии). Тем не менее, ни скоморохи, ни шпил ...

Выводы
На рубеже XIX–XX веков Германия стада развиваться более активно, чем в предыдущие десятилетия. Это было обусловлено рядом предпосылок, сложившихся еще в 1870-ых годах, и, прежде всего происходившим после 1871 года государственным объединением страны во главе с Пруссией. Вместо множества раздробленных государств возникла «мощная держава ...