«Новая политика» и кризис империи.Страница 1
Результатом подавления выступления ихэтуаней было закрепление полуколониального статуса китайской державы, формально сохранившейся как суверенное государство, однако, в сущности, полностью зависимой от западных держав.
На рубеже XIX—XX вв. в своем окончательном виде сложились сферы влияния западных держав. Регионом преимущественного экономического проникновения Англии стал юг Китая, а также провинции среднего течения Янцзы. Сферой влияния Японии становятся провинции нижнего течения Янцзы (главным образом Фуцзянь), Франция стремилась утвердиться в провинциях Юга, прилегавших к ее владениям в Индокитае (Юньнань, Гуан-си, Гуандун), Германия установила контроль над Шаньдуном, а основные интересы России были сосредоточены в Маньчжурии, где нарастало соперничество с Японией.
Новое сокрушительное поражение, понесенное Китаем, стало главным побудительным мотивом, приведшим к обнародованию в августе 1900 г. императорского указа о необходимости проведения реформ. В январе 1901 г. в Сиани, где все еще находился императорский двор, был опубликован эдикт, в котором объявлялось о новой серии реформ, получивших название «новой политики». Вскоре был создан правительственный комитет, ответственный за ее проведение. «Новая политика», подобно «политике самоусиления», преследовала цели укрепления положения правящей династии и устоев деспотического режима. В сущности же, это означало попытку проведения более радикальных преобразований по сравнению с попыткой 60-90-х гг. XIX в.
Наиболее важной чертой «новой политики» было наметившееся изменение в отношении правительства к торгово-прсдпри-нимательским слоям. Впервые в истории китайской империи государство объявило о своем стремлении отойти от ограничения предпринимательства, встав на путь его поощрения. Созданное в 1903 г. указом двора Министерство торговли должно было всячески способствовать притоку частного капитала в промышленность и коммерцию. За этим последовали указы, направленные на упорядочение горнорудного дела, были сняты ранее существовавшие запреты на разработку природных ресурсов в ряде районов страны и одновременно приняты весьма существенные положения, связанные с упорядочением монетной системы. В провинциальных центрах и наиболее развитых городах была разрешена организация торгово-промышленных палат, деятельность различных акционерных обществ и торговых союзов. Эти новые структуры впоследствии стали средством отстаивания не только экономических, но в определенной мере и политических интересов формирующейся буржуазии Китая.
Немаловажное значение имели и реформы государственных структур, свидетельствовавшие о стремлении приблизить формы государственного управления к западным образцам. Вместо архаического Управления по делам различных стран (Цзунли ямынь) было создано Министерство иностранных дел. Была несколько модернизирована система судопроизводства — отменены наиболее варварские формы следствия, жестокие пытки, образовано Министерство внутренних дел.
Особое значение придавалось реформе армии. Начало было положено отменой экзотической системы комплектования офицерского корпуса, в частности отменой экзаменов на поднятие тяжестей и стрельбу из лука. Вместо этого началось формирование военных учебных заведений нового образца, в деятельности которых широко использовался опыт европейских государств. Особое внимание уделялось германскому опыту строительства вооруженных сил. Генерал Юань Шикай, ставший одним из инициаторов и деятелей военной реформы, был сторонником ликвидации традиционной системы, основанной на территориальном принципе комплектования наемной армии. Однако его планы по введению всеобщей воинской повинности двор не поддержал. В результате «новая армия» создавалась как наемная, но при этом для поступления на службу было необходимо соответствие образовательному и имущественному цензу. Это делало армию, с одной стороны, более подготовленной к использованию новой техники, с другой — более восприимчивой к новым политическим идеям, что проявилось в годы китайской революции.
Общим результатом «новой политики» было укрепление позиций предпринимательских, а также региональных элит, рассчитывавших использовать реформы в собственных интересах. Их главная цель — ослабить центр, не способный эффективно выполнять свои функции обеспечения «верховного единства» и независимости государства, и перераспределить власть в свою пользу.
Этот процесс шел под воздействием сдвигов в экономическом развитии, которые определялись становлением китайского капитализма В меньшей степени им была затронута китайская деревня, за исключением районов, непосредственно прилегавших к крупным «договорным» портам. Социальная дифференциация капиталистического типа, в основе которой лежали товарно-денежные отношения и использование наемной рабочей силы, все еще продолжала уступать расслоению традиционного типа. Тем не менее на положение дел в деревне оказывали влияние новые явления, характерные для экономики в целом, заставляя ее реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Славные победы казаков
В 1591 году волжские казаки вместе с яицкими участвовали в походе русских войск на Кавказ против Шамхала Тарковского. Исполняя «службу государеву», участвовали во взятии столицы Шамхальства – города Тарки. В 1594 году они вновь, в количестве тысячи человек в отряде князя Андрея Хворостинина воевали с Шамхалом.
В конце XVI века на Волге ...
Выборы князей. Призвание варягов
Начало российской истории представляет нам удивительный, и едва ли не беспримерный в летописях, случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в Росс ...
Изменение во внешней политике
Большое влияние оказала на международные отношения "холодная война". После окончания Второй мировой войны доверие друг другу союзников по анитигитлеровской коалиции стало неумолимо таять. Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нараста ...