Со второй половины 1969 г. начался постепенный возврат к централизованным методам управления экономикой. Был принят специальный закон о правилах формирования госбюджета. Вновь условия развития экономики стали диктоваться политическими соображениями. Поскольку добиться успехов в процессе “нормализации” можно было лишь повышая уровень жизни населения, то в первой половине 70-х гг. эту задачу решали прежде с помощью “замораживания”цен, а не роста производительности труда, а также советских кредитов и поставок сырья и материалов по льготным ценам. В итоге, пятилетка 1971-1975 гг. была самой удачной за весь период строительства социализма. Реальные доходы населения возросли на 28 %. Выросла средняя зарплата трудящихся, при сохранении стоимости жизни на уровне 1970 г.

В соответствии с социальной программой, выработанной XIV съездом КПЧ в 1971 г. были значительно увеличены пособия матерям, введены льготные государственные займы молодым семьям и пособия при рождении ребенка. Все эти меры способствовали значительному приросту населения в 1973-1975 гг. В 1976 г. вступил в силу новый закон о пенсионном обеспечении, согласно которому был увеличен размер пенсии трех миллионов человек.

Возврат к плановым принципам руководства экономикой в начале 70-х годов позволил направить огромные средства на строительство ряда объектов, ставших своеобразным символом периода построения развитого социализма в Чехословакии. Это прежде всего скоростная автомагистраль Прага - Брно - Братислава; первая очередь пражского метро, пущенная при советской помощи; строительство пражского Дворца культуры (по образцу и подобию Дворца съездов в Москве). В Словакии приметой этого времени стала ускоренная реконструкция Братиславского града и открытие современного моста через Дунай в Братиславе.

Но в конце 70-х гг. вновь стали сказываться трудности экономического развития. Особенно заметными они были в основных отраслях машиностроения. Освоение широкого ассортимента продукции порой было не по силам небольшой стране, вынужденной к тому же возрастающие потребности в сырье и энергии компенсировать за счет импорта. Усиливалось техническое отставание по сравнению со странами Запада, а из-за недостаточной надежности партнерских отношений с предприятиями социалистических стран возрастала стоимость произведенной продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках. Проявились также последствия односторонней ориентации внешней торговли и упущения в структуре капиталовложений в народное хозяйство, особенно в Словакии. Там было налажено обширное производство военно-промышленного комплекса на ввозной сырьевой и энергетической базе. Колоссальные отчисления делались на строительство атомных электростанций и гидрогиганта Габчиково-Нодьмарош на Дунае. В то же время теплоэлектростанции, работающие на угле, настолько обострили состояние окружающей среды, что общественность открыто заговорила о непосредственной угрозе здоровью нации. В отличие от других соцстран, Чехословакия остерегалась огромных внешних займов. С другой стороны, значительные средства шли на промышленное развитие неевропейских стран социализма, а также на инвестиции и поставку промышленной продукции в государства, которые были не в состоянии заплатить долги. Положение спасали в какой-то мере лишь экспорт вооружений и взрывчатых веществ в страны третьего мира, а также продажа продукции по демпинговым ценам, экспорт древесины и редких видов сырья.

С 70-х гг., а точнее с апрельского 1969 г. пленума ЦК КПЧ, происходило насильственное возрождение прежних методов управления во всех сферах общественной жизни. Причины, породившие чехословацкий кризис 60-х гг., не могли быть устранены административным путем. Нужны были структурные изменения, но для них в партийном и государственном руководстве не было ни понимания, ни политической воли. Главной задачей было сохранение и упрочение существующего режима. В процессе “нормализации” особенно пострадала гуманитарная интеллигенция, активно проявившая себя в период “пражской весны”. Ее участники лишились занимаемых постов и престижной работы. Пострадали также все те, кто не пожелал считать братской помощью вторжение извне. Разумеется, возврат к политике жестких репрессий образца 50-х гг. в условиях Чехословакии, когда и сам Г.Гусак являлся их непосредственной жертвой, был невозможен.

Страницы: 1 2 3 4

Дидактические идеи в педагогической деятельности М.В. Ломоносова
Разработку дидактических вопросов М.В.Ломоносов осуществлял на основе идеи познаваемости объективного мира. Основой познания М.В. Ломоносов называл чувственное восприятие, результаты которого проверяются опытным путем. Он всей своей научной и педагогической деятельностью утверждал, что практика является основой познания. Весь процесс че ...

Техническая интеллигенция
Наш соотечественник, один из крупнейших авиаконструкторов XX в., Игорь Иванович Сикорский на глазах одного поколения прожил несколько удивительных жизней и в каждой был по-своему велик. С его именем связаны разные и притом неожиданные достижения конструкторской мысли, всякий раз выводившие мировую авиацию на новый уровень. Однако за ок ...

Берлинский конгресс
Англия и Австро-Венгрия не желали усиления России на Балканах и заявили протест против условий Сан-Стефанского договора. Россия, опасаясь новой войны, вынуждена была согласиться на созыв международного конгресса для пересмотра условий мира. 13 июня 1878 г. в Берлине под председательством канцлера Германии Бисмарка открылся конгресс. Це ...