Погребальный обряд кочевниковСтраница 2
По мнению Иванова В.А., как уже рассматривалось в предыдущем параграфах, для каменных курганов характерны ямы с широкой ступенькой вдоль северной стенки или с подбоем; целый остов взнузданного и оседлого коня, уложенный на ступеньку или рядом с погребенным (слева) в могилу; наличие перекрытий именно в яме с одной ступенькой; преобладание среди ритуальных пищевых остатков костей передних ног и позвонков животных; преимущественное расположение ритуальной пищи в изголовье, на перекрытии или в засыпи могилы.
Для курганов земляных-оградки из сырцового кирпича вокруг могил, остатки тризны в виде костей животных в насыпи, вкусные в насыпи погребения, ямы с 2 узкими заплечиками вдоль длинных стенок и перекрыты на них, среди конских захоронений, преобладание остатков конской шкуры в виде черепа и костей ног, следы огненного ритуала (уголь, зола в заполнении могилы), более широкое распространение гробовиц и погребений без коня, но с предметами сбруи, среди ритуальных пищевых остатков- преобладание костей от задней части туши животного и расположение их у ног или у головы погребенного.
Начиная со II половины ХIV в., по мнению тех же ученых, погребальный обряд у кочевников становится более унифицированными: полностью исчезают такие признаки язычества, как захоронение коней, бытовые наборы сопровождающих вещей и остатки заупокойных тризн, что можно объяснить широким проникновением ислама в среду южноуральских кочевников. Однако продолжают сохраняться, причем в виде пережитков и как характерные признаки, курганные насыпи над могилой, деревянные конструкции (перекрытые гробы) и уступы вдоль длинных стенок в могилах. Новые элементы погребального обряда- могилы с подбоями в южной стенке и надмогильные сооружения в виде прямоугольных каменных или кирпичных оградок вокруг могилы, сооружения на уровне древнего горизонта (Урта-Буртя, курганы 3,4 Лебедевка VIII, Федоровка).
Таким образом, анализируя сведения выше перечисленных исследователей в области материальной культуры и погребального обряда печенегов и половцев можно сделать следующие выводы:
1) Если для элементов материальной культуры характерна приверженность изменениям под воздействием определенных «мод» на оружие, конское добранство и т.д., то погребальный обряд, как печенегов, так и половцев отличается консерватизмом, стабильностью;
2) в общей массе признаков погребального обряда захоронений золотоордынского времени от Волго-Донского междуречье до Урала абсолютно преобладающими являются признаки, характерные для половецкого погребального обряда, но в то же время в этой массе присутствуют и признаки, свидетельствующие в среде населения Волго-Уралья ХIII-ХIV вв. включенных каких-то остаточных групп Огузов и печенегов (по Г.А.Федорову-Давыдову).
Характеристика исторических источников. Внешняя
критика
Источниковедческая критика – решающая стадия исследовательской работы над документами. Ее цель определить степень полноты и достоверности фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него достоверной информации.
Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующ ...
Другая сторона юаня
Действительно, за последние 50 лет в Тибете произошли коренные изменения – из средневековой страны, закрытой от внешнего мира, он превратился в активно развивающийся район, привлекающий как инвесторов, так и туристов. Жизненный уровень самих тибетцев увеличился в десятки раз. И все эти изменения – результат социально – экономической пол ...
Одежда.
Одну из глав «Германии» Тацит посвятил одежде германцев. Но, к сожалению, многие данные, предоставленные нам великим писателем и историком, зачастую не соответствуют действительности и не подтверждаются археологическими данными.
Он отмечал, что в основной массе их одежда одинакова и примитивна: «Верхняя одежда у всех – короткий плащ, з ...
