Сведения Ибн-Фадлана о пребывании в начале Х в. Печенегов к востоку от волги органично дополняются данными археологических исследований, в результате которых в северной части Урало-Волжских степей, на территории современных Самарской, Саратовской и Оренбургской областей выявлена и изучена серия курганов, по своим признакам индентичных собственно печенежским курганам, в большом количестве известным в степях Украины и Северного Причерноморья (захоронения под небольшим земляными курганами, в простых прямоугольных могилах или в могилах со ступенькой длиной стенки, на которой лежали кости взнуздалого и оседланного коня (шкура), иногда в могилах встречены глиняны сосуды в виде плоскодонных горшков грубой ручной лепки и часто бронзовые и серебряные украшения поясов[5].

Печенежские погребения Южного Приуралья хотя пока и не многочисленны, но достаточно выразительны. Они обнаружены именно там, где и помешал их на своей карте Аль-Идриси- по берегам р. Урал (Шауран). Первым подобные погребениям исследовал в 1887г. историк-краевед Ф.Д.Нефедов в междуречье Урала и Илека (могильники Мертвые Соли и Ханская Моиела) на территории совместных Илекского Соль-Илецкого районов Оренбургской области. Однако из недостатком материала исследователи не смог определить, кем оставлены эти курганы, а потому дата и их этно принадлежность были обоснованы и доказаны уже в наше время Г.А.Федоровым-Давыдовым на страницах книги «Кочевники Восточной Европы под властью золотоардынских ханов»[6].

В 1960-1961 гг. обнаружены еще 2 захоронения печенегов. Первое в районе г.Уральска, на юго-восточном берегу озера Челкар, и второе- у села Увак Соль-Илецкого района Оренбургской области. Это были «Классические печенежские погребения» : умершие положены на запад, слева от них- остатки конской шкуры. Причем Уванское погребение было перекрыто деревянным настилом, шкура коня лежала на настиле, а под ним скелет человека. Конские черепа были взнузданы, а в увакском погребении среди конских костей находились остатки деревянного седла. В Челкарсом кургане был похоронен мужчина, а в Увакском- женщина, отсюда различия в составе сопровождающих вещей- у мужчины: сабля, лежащая справа от человека, костяные обкладки лука, пояс, украшенный серебряными с позолотой накладками; у женщины: серебряные серьги, подвески в виде стилизованных фигурок птиц, пуговицы- бубенцы, ножичек, а в изголовье- бронзовые зеркало, ножницы и остатки деревянного гребня. Но самое интересное- это остатки красной шелковой рубахи с черным набивным узором, в которую была одета женщина, и кожаных сапы, мыски которых украшали многочисленные серебряные бляшки.

Весь этот набор вещей и сложное устройство могли красноречиво свидетельствуют о том, что погребенная в Увакском кургане кочевница происходила из знатного печенежского рода.

В последние годы более 20 печенежских курганов было выявлено и изучено на территории Уральской области, причем в основном на правом берегу реки Урала. Далее к западу печенежские погребения известны в Астраханском и Волгоградском Заволжье (Быковские, Калиновские, Верхне-Погроменские, Колобовские курганы- раскопки И.В.Синицына, К.Ф.Смирнова, на территории, В.П. Шилова) и в междуречье Волги, Сакмарт и Иргиза на территории Самарской области (Александровский, Кировский, Покровские могильники- раскопки В.В. Гольмстен, С.А.Агапова, В.А.Скорбовенко и др.)*.

Страницы: 1 2 3

Результаты реформы
Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту ...

Российская наука и образование на современном этапе
Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в т ...

Позднее царство.
История Позднего царства начинается в VII в. до н. э. и продолжается до VI в. до н. э. В то время резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимос ...