Население на карту, все эти погребения очень четко обозначают северную границу печенежских кочевий в Волго-Уральском регионе которая проходила по среднему течению реки Урала и реки Самаре. По мнению Иванова В.А. и Питневой С.А. на берегах данных рек печенеги искали спасения от суровых уральских зим с их холодами, вьюгой. Это согласуется с кочевнической традицией, зафиксированной этнографами, например, у казаков последние места для своих зимовок выбирали возле рек, где было много камыша и кустарника, служившего зимой кормом и защитой для скота, топливом для людей.

Также ученые сделали вывод, что летние кочевья печенегов простирались далеко на Север от берегов Урала и Самары и проходили по отрогам Бугульминско-Белебеевской возвышенности.

Материальная культура ХII-ХIV вв. представляет собой новый этап в развитии культуры кочевого общества степей Евразии. Прежде всего обращает на себя внимание ее большая однородность по сравнению с предшествующим, огузо-печенежским временем и отсутствие среди составных компонентов ярко выраженных этнографических признаков, например птицевидных нашивок и копоушек культуры племен огузо-печенежского объединения, которые коррелируют с определенным погребальным обрядом и сконцентрированы по левому берегу Волги, в пределах Волгоградского Заволжья. Отмеченная однородной материальной культуры кыпчакского времени, вероятно, обусловлена длительным совместным сосуществованием кыпчакских и кимакских племен в составе одного этнополитического объединения, а позже, в золотоордынский период, объединением кипчаков и половцев в политической и социально-экономической системе одного государства.

В своей работе Иванов В.А и Кригер В.А. по данным о 94 погребениях с вещами выдвинули следующие категории вещей:

1) принадлежности конской сбруи (стремена, удила, остатки седел);

2) вооружение (наконечники стрел, сабли, колчанные и их украшения, кинжалы, копья, доспехи);

3) украшения (серьги, перстни, бусы, зеркала, «бокка»);

4) бытовые предметы (кресала, ножи, ножницы жилья, гребни, сосуды);

5) отдельные предметы- пряжки, косметические щипчики, остатки кожаных сумок, бронзовые бубенчики и т.д.[7].

Одним из важных компонентов материальной культуры и ярким образцом декаративно-прикладного искусства средневековых кочевников Южного Приуралья являются каменные извияния. По технологии изготовления все статуи однотипны- это низкий барельеф, в технике которого выполнены лицо, руки, грудь и предметы в руках. Спина без деталей, плоская. У мужских статуй имеются усы, женские же отличаются наличием груди, а также на всех женских статуях изображены сосуды, зажатые в руках на уровне пояса.

Данные статуи аналогичны статуям определенного типа, которые исследовали С.А.Плетнева в своей работе «Половецкие изваяния»[8].

Также впервые в Южном Приуралье выделяется такой элемент кочевнической культуры, как знаки на сырцовых кирпичах.

В безынвнтарных погребениях могильника Караул-Тобе I вход в могилу закрывали сыруовые кирпичи прямоугольной формы, на обратной стороне которого были прочерчены талегообразные знаки: «щипцы», «елочка», Т-образный, спирали, «вилка», Д-образный, Ф-образный, «нож» с круглым навершием.

В своей работе В.А.Иванов и В.А.Кригер, основываясь на методе взаимовстречаемости, предложенным Г.А.Федоровым-Давыдовым «Методе сравнительного анализа, статистического анализа погребального инвентаря памятников кыпчакского времени в Южном Приуралье разделили погребения на 3 хронологические группы:

Страницы: 1 2 3

Начало деятельности АРА на Ставрополье. Отношения АРА с местными властями и населением.
Представительства АРА были открыты в общей сложности на территории 38 губерний РСФСР. По оценкам Наркомвнешторга, АРА ввезла 36,3 млн. пуд. продовольствия, медикаментов и одежды общей стоимостью 136 млн. руб. золотом[54]. Для питания голодающих было открыто более 15 тыс. столовых. В июле 1922г. пищу в столовых АРА и паек кукурузы получа ...

Введение.
Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период. Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духов ...

Социальные корни раскола
Церковный собор 1666-1667 гг. стал поворотным пунктом в истории раскола. В результате решений собора разрыв между господствующей церковью и раскольниками стал окончательным и необратимым. После собора движение раскола приобрело массовый характер. Далеко не случайно этот этап совпал с массовыми народными выступлениями на Дону, в Поволжье ...