В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую канцелярию прошение, в котором напомнил о своих успехах в физике, химии и горнозаводстве и, «выставляя», что он может учить других этим наукам – жаловался, что просьбы его остаются без исполнения. Это прошение было уважено, и уже через несколько дней М.В. Ломоносова назначили адъютантом по физическому классу. Специальным предметом была обозначена химия. Но поскольку в академии действовала учебная часть, включающая гимназию и университет, то молодому ученому было поручено преподавать, кроме химии, физическую географию, минералогию, стихотворство и штиль российского языка. С этого момента М.В. Ломоносов начал заниматься активной педагогической деятельностью. Условно в ней можно выделить несколько этапов.

Самый первый из них приблизительно следует ограничить 1742-1745 гг. Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.

Это этап связан непосредственно с преподавательской работой М.В. Ломоносова. Он сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. В отличие от других коллег он не только занимался многогранной научной деятельностью, но и стремился обучать молодых людей из «природных россиян». М.В. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью, вносить посильный вклад в подготовку молодых ученых национальных кадров. С целью популяризации научных знаний он разработал публичных лекций, их должны были начать читать с 1 сентября 1742 года. Сложность, с которой столкнулся М.В. Ломоносов в этот период, состояла в отсутствии учебников на русском языке. Поэтому он начал готовить к изданию учебные пособия по различным предметам. Так, в 1742 году М.В.Ломоносов разработал руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное».

Объясняя свою кропотливую работу по созданию учебных пособий, М.В.Ломоносов отмечал, что он искренне стремится к распространению в государстве «высоких наук», «чтобы в сынах российских к оным и ревность равномерно умножилась» [1, с.82 ]. Все учебные пособия М.В. Ломоносова широко использовались и в гимназиях, и в университетах.

Второй этап (1745-1749 гг.) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Он продолжал активно заниматься педагогической деятельностью. Одновременно с подготовкой учебных пособий М.В. Ломоносов вел разработку лекций для чтения их на русском языке. Занятия с гимназистами и студентами убедили М.В.Ломоносова в необходимости преобразований в учебной части Академии наук. 28 апреля 1746 года он подготовил представление в академическом собрании «о привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии» [1,с 85]. В документе им предложено отобрать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнениям.

Инициатива М.В. Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке не нашла должной поддержки у членов академического собрания, хотя предложение М.В. Ломоносова было уже опробовано на практике. Так, в 1732 и 1735 годах ученики школ и семинарий отбирались для учебы в академии. Предложение М.В. Ломоносова об отборе способных молодых россиян для обучения в академии получило реальное осуществление лишь в 1748 голу, когда синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александрово-Невской семинарий.

Страницы: 1 2

Сплошная коллективизация. Хлебозаготовительный кризис и поиски выхода из него
К 1927 г., рубежному во многих отношениях, когда впервые замедлились темпы производства зерна, довоенный уровень сельского хозяйства был превзойден по всем показателям (посевные площади, валовые сборы, урожайность, производительность труда, кроме товарности, которая была в 2 раза ниже довоенной. Основными производителями стали бедняцко ...

В дни суровых испытаний
Минуло 65 лет со дня победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Немногие события в мировой истории могут сравниться с этим подвигом нашего народа. Сегодня, с рубежа тысячелетий, отчётливо видно всё величие совершённого, неисчислимые жертвы, лишения, трудности, преодолённ ...

Итоги внешней политики конца 19 века
В последней четверти XIX в. европейская напряженность постоянно нарастала из-за углубления противоречий между великими державами: Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. Их противостояние определяло обстановку в мире, затрагивая интересы и других государств. Конфликты охватили многие регионы: Ближний и Средний Восток, Б ...