М.В.Ломоносов уже в этот период стремился к тому, чтобы был составлен новый регламент Академического университета. В этой связи М.В. Ломоносов писал: « В университете неотменно должно быть трем факультетам; юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры, лиценцияты и докторы. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать эфору или надзирателю, что в внесенном Историческое собрание регламенте на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный командир, а здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Университет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольности, а, особливо, чтобы они освобождены были от полицейских должностей» [1, с.86-87]. Данные предложения М.В. Ломоносова свидетельствуют о его стремлении сделать университет подлинным учебным заведением, в котором бы преподавание велось на высоком научном уровне. Однако Регламент университета не был утвержден.

Третий этап педагогической деятельности М.В.Ломоносова (1750-1755 гг.) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее она были названы исследователями педагогического творчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения в России. В это время ломоносов находился в расцвете творческих сил, много времени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов, выступал с идеей открытия Московского университета. Он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числе и университет, были открыты для детей простого народа. В проект создания университета в Москве М.В. Ломоносов внес те демократические предложения, которые он отстаивал для академического университета. Поэтому Московский университет, созданный в 1755 году, воплотил идеи великого русского ученого о развитии русского образования.

Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

Четвертый этап – педагогическая деятельность М.В. Ломоносова в 1756-1765 гг. М.В. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности. Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступал за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение у обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.

Идея народности ломоносовской программы заключалась в опоре на истинно русское в образовании. Заслугой М.В. Ломоносова явилось и то, что он первым представил гимназию как передовой тип средней общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, предложив выделить особые подразделения – школы: российская, латинская, «первых оснований в науках», «знатнейших европейских языков». М.В. Ломоносов занимался анализом содержания образования, создал учебные планы гимназий. М.В. Ломоносов разрабатывал учебные планы на основе таких педагогических условий, как обучение на родном языке, предметность, последовательность изучения наук, единство и преемственность учебных планов средней и высшей школы.

Страницы: 1 2 

Идейная эволюция Наполеона
Когда будущий полководец поступил в кадетскую школу в Бриене (1779), уже с этих пор он В 1779 году судьба направила будущего полководца в кадетскую школу в Бриенне. Уже с этих пор замечено пристрастие молодого Бонапарта к истории. Уцелевшие тетради его записей показывают, с какой тщательностью Наполеон изучал, делая выписки, синтезируя ...

Кружок "ревнителей благочестия"
Церковные порядки середины XVII в. вызывали немало нареканий как у мирян, так и среди самого духовенства. Много нелепого было и в чине богослужения, например, многогласие, когда в целях сокращения церковной службы в храме одновременно читали евангелие, пели и произносили ектении или возгласы. Господствовало хомовое пении, при котором сл ...

Восстание  на  Сенатской  площади.
И день 14 декабря 1825 года настал. Ещё до позднего зимнего рассвета 14 декабря 1825 года по Петербургу стали ходить слухи о каких-то необыкновенных событиях. Люди собирались толпами и горячо обменивались новостями. Говорили, что в самом центре столицы, на Сенатской площади, стоят сомкнутые строем солдаты и что хотят они свергнуть царя ...