Понимая, что движение мая-июня 1968 г. свидетельствует о глубоком недовольстве существующей общественно-политической системой, де Голль заявил, что он приступает к «великой французской реформе ХХ века», суть которой состоит в «системе участия»: участия рабочих в прибылях предприятий, служащих – в управлении учреждениями, студентов – в руководстве высшими учебными заведениями. По мнению де Голля, «система участия» должна была положить конец недовольству и создать новый общественный порядок, заменяющий классовую борьбу классовым сотрудничеством.

Первым шагом в осуществлении этого плана стал малозначительный на первый взгляд законопроект о новом районировании, реформе Сената и местных органов самоуправления. Вместо прежних 90 департаментов де Голль предложил создать 22 более крупных региона, руководство которыми предполагалось сосредоточить в руках региональных префектов, назначаемых правительством. В каждом регионе должны были существовать региональные советы, частично избираемые населением, а частично назначаемые сверху. В их полномочия входило обсуждение местных бюджетов и сотрудничество между представленными в советах «социально-профессиональными группами» (рабочими, крестьянами, ремесленниками, промышленниками, делегатами от лиц свободных профессий, от «семьи» и системы высшего образования). Сенат, нередко встававший в оппозицию к де Голлю, лишался законодательных функций и превращался в консультативный орган. Желая подчеркнуть значение законопроекта как начала более глубоких преобразований, де Голль вынес его на референдум (хотя Конституция этого не требовала) и предупредил, что в случае отклонения законопроекта он уйдет с поста президента Республики.

Законопроект встретил противодействие со стороны левой и правой оппозиции. Коммунистическая партия и другие левые группировки возражали против расширения полномочий префектов и ограничения прав выборных органов местного самоуправления. Партии правой оппозиции не хотели терять свое традиционное влияние в Сенате и органах местного самоуправления. Против законопроекта высказался даже Жискар д’Эстен и следовавшая за ним Национальная федерация «независимых республиканцев», которая обычно блокировалась с ЮДР.

Референдум состоялся 27 апреля 1969 г. и впервые в истории Франции принес поражение подготовившему его правительству: 53,2% избирателей проголосовало за отклонгение правительственного законопроекта. После этого де Голль немедленно сложил с себя полномочия президента и удалился в любимое загородное имение в Коломбе-ле-дез-Эглиз в Шампани.

В ноябре 1970 г., не дожив 13 дней до своего 80-летия, Шарль де Голль скончался. Проводить его в последний путь приехали представители 84 государств. В память о нем состоялось специальное заседание Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с волей покойного, не желавшего никаких торжественных церемоний, он был похоронен на скромном сельском кладбище в Коломбе-ле-дез-Эглиз.

С отставкой президента де Голля завершился первый этап истории Пятой республики. Начался новый этап, известный под названием постголлизма[4].

[1]История Франции. Т.3. – М.,1973. – C. 458.

[2] Новейшая история стран Европы и Америки: XX в./ Учебник для студентов вузов: В 3 частях// Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Ч.2. – М.,2004. – C. 214-235.

[3] Смирнов В.П. Франция в XX в.: Пособие для студентов вузов. – М.,2001. – C.258-259.

[4] Смирнов В.П. Франция в XX в.: Пособие для студентов вузов. – М.,2001. – C. 269-275.

Малкольм Икс
Малкольм Икс в отличие от Мартина Лютера Кинга не являлся священником. Деятельность этого человека, тем не менее, тоже была весьма эффективной. Для Америки рассматриваемого мной периода была очень характерна такая вещь как публичные выступления. Неважно, был ли человек образован, имел ли он ученую степень или его образование, как у Малк ...

Политическая карьера Столыпина
Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государс ...

Письменность, развитие образования и науки. Древнерусская литература. Письменность, образование и наука
Огромным культурным переворотом, который внес чрезвычайно важные изменения в развитие культуры и помог накопить необходимый опыт, знания, возможность развивать художественное слово, закреплять и сохранять словесные произведения для потомков и распространять их среди широких масс, было введение единой письменности. Фактором, который под ...