Понимая, что движение мая-июня 1968 г. свидетельствует о глубоком недовольстве существующей общественно-политической системой, де Голль заявил, что он приступает к «великой французской реформе ХХ века», суть которой состоит в «системе участия»: участия рабочих в прибылях предприятий, служащих – в управлении учреждениями, студентов – в руководстве высшими учебными заведениями. По мнению де Голля, «система участия» должна была положить конец недовольству и создать новый общественный порядок, заменяющий классовую борьбу классовым сотрудничеством.

Первым шагом в осуществлении этого плана стал малозначительный на первый взгляд законопроект о новом районировании, реформе Сената и местных органов самоуправления. Вместо прежних 90 департаментов де Голль предложил создать 22 более крупных региона, руководство которыми предполагалось сосредоточить в руках региональных префектов, назначаемых правительством. В каждом регионе должны были существовать региональные советы, частично избираемые населением, а частично назначаемые сверху. В их полномочия входило обсуждение местных бюджетов и сотрудничество между представленными в советах «социально-профессиональными группами» (рабочими, крестьянами, ремесленниками, промышленниками, делегатами от лиц свободных профессий, от «семьи» и системы высшего образования). Сенат, нередко встававший в оппозицию к де Голлю, лишался законодательных функций и превращался в консультативный орган. Желая подчеркнуть значение законопроекта как начала более глубоких преобразований, де Голль вынес его на референдум (хотя Конституция этого не требовала) и предупредил, что в случае отклонения законопроекта он уйдет с поста президента Республики.

Законопроект встретил противодействие со стороны левой и правой оппозиции. Коммунистическая партия и другие левые группировки возражали против расширения полномочий префектов и ограничения прав выборных органов местного самоуправления. Партии правой оппозиции не хотели терять свое традиционное влияние в Сенате и органах местного самоуправления. Против законопроекта высказался даже Жискар д’Эстен и следовавшая за ним Национальная федерация «независимых республиканцев», которая обычно блокировалась с ЮДР.

Референдум состоялся 27 апреля 1969 г. и впервые в истории Франции принес поражение подготовившему его правительству: 53,2% избирателей проголосовало за отклонгение правительственного законопроекта. После этого де Голль немедленно сложил с себя полномочия президента и удалился в любимое загородное имение в Коломбе-ле-дез-Эглиз в Шампани.

В ноябре 1970 г., не дожив 13 дней до своего 80-летия, Шарль де Голль скончался. Проводить его в последний путь приехали представители 84 государств. В память о нем состоялось специальное заседание Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с волей покойного, не желавшего никаких торжественных церемоний, он был похоронен на скромном сельском кладбище в Коломбе-ле-дез-Эглиз.

С отставкой президента де Голля завершился первый этап истории Пятой республики. Начался новый этап, известный под названием постголлизма[4].

[1]История Франции. Т.3. – М.,1973. – C. 458.

[2] Новейшая история стран Европы и Америки: XX в./ Учебник для студентов вузов: В 3 частях// Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Ч.2. – М.,2004. – C. 214-235.

[3] Смирнов В.П. Франция в XX в.: Пособие для студентов вузов. – М.,2001. – C.258-259.

[4] Смирнов В.П. Франция в XX в.: Пособие для студентов вузов. – М.,2001. – C. 269-275.

Социально-политический строй России при последних Романовых
Последним Романовым был Николай II (1894 - 1917). В первые же месяцы своего правления молодой государь с особенной силой выразил намерение следовать системе своего отца во внутреннем управлении государства и обещал "охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно", как охранял его Александр III. Россия представляла соб ...

После губернаторства
В 1861 году К.К. Грота отзывают с должности губернатора для того, чтобы возглавить Акцизный комитет в департаменте Министерства финансов. Грот сам подбирает сотрудников, которые руководят отделениями Акцизного комитета на местах. Сам он отличался необыкновенной честностью, педантизмом и трудоспособностью и к сотрудникам он предъявлял та ...

Социальные программы.
ДО 1905 г . В России не было «партии власти» и четко выраженной социальной программы. Власть не ощущала потребности ни в том , ни в другом : она просто царствовала, опираясь в основном на насилие над личностью и обществом. Историки наших дней увидели в этом вектор развития на весь xx век: не государство и общество для человека, а челов ...