Последнее слово из ставшей знаменитой триады требовало пояснения, которое последовало спустя много лет - 29 мая 1847 г. В письме попечителям учебных округов разъяснялось, что народность - это не славянофильство, с его вредными идеями единения славянских народов. Народность - это прежде всего "русская народность", русский язык и русская словесность "с прочими соплеменными наречиями", русская история и история русского законодательства.

Практической реализации этой идейной установки предшествовал ряд организационных мероприятий, особое место среди которых занимало новое распределение учебных округов. В 1835 г. на Высочайшее утверждение было представлено новое Положение, согласно которому университеты освобождались от управленческой работы по надзору за учебными заведениями округа. Гимназии и другие учебные заведения выводились из подчинения университетов и передавались под руководство попечителей учебных округов. Этот документ радикально отличался от действовавших ранее "Предварительных правил народного просвещения".

Основой новой организации народного просвещения стали принципы классического обучения и, параллельно с этим, шло развитие важнейших направлений специального образования. Более жестко стал соблюдаться принцип сословности обучения. Усилился правительственный контроль над частным и домашним обучением. Особое внимание Министерство стало уделять контролю над школами на окраинах империи, особенно в западных ее областях - Польше и Литве.

Деятельность Министерства народного просвещения в годы его руководства С.С. Уваровым отнюдь не скрывалась от общества "за семью печатями". С 1831 г. начались систематические публикации извлечений из ежегодных "Всеподданнейших докладов Государю императору министра народного просвещения", в которых давалась оценка деятельности ведомства за прошедший год. За первые 5 лет управления министерством С.С. Уваровым был опубликован сводный отчет на страницах "Журнала Министерства Народного просвещения". А в 1843 г. министр направил Государю императору обширную записку "Десятилетие Министерства Народного просвещения", которая была возвращена министру с собственноручной надписью Николая I: "Читал с удовольствием".

В целом программа деятельности не требовала коренного преобразования центральных учреждений министерства. Некоторым изменениям подверглись канцелярия министра и Главное правление училищ. Именно эти две структуры несли основную нагрузку по руководству учебными заведениями империи.

В 1833 г. Министерство существенно ограничило число вновь создаваемых пансионов в С. -Петербурге и Москве и назначило специальных инспекторов, которые должны были наблюдать за содержанием обучения в учебных заведениях этого типа. Открытие пансиона власти стали разрешать только после получения учредителями специального правительственного разрешения.

Усилился надзор и за деятельностью домашних учителей. С 1834 г. Министерство приравняло их к государственным служащим, а в ответ на это потребовало точного соблюдения существующих программ и правил по обучению детей. Это позволило привлечь в ряды частных учителей больше патриотически настроенных подданных.

Для 30-х гг. XIX столетия характерен повышенный интерес власти к системе высшего образования. Особое место занимал процесс преобразования университетов. Министерство ставило задачу повысить уровень университетского образования и улучшить подготовку молодежи к государственной службе.

26 июля 1835 г. был принят новый университетский Устав, согласно которому в каждом университете полагалось иметь три обязательных факультета - философский, юридический и медицинский. По этим трем направлениям увеличилось число кафедр, расширилось содержание учебных программ. В целом Министерство народного просвещения стало активно проводить в жизнь принцип единства содержания обучения в вузах, что позволяло обеспечить преемственность между учебными заведениями различных ступеней.

В 30 - 40-е гг. XIX в. большее внимание стало уделяться профессиональному образованию. К этому времени в стране уже существовало большое число учебных заведений, дававших начальные познания в той или иной профессии, но все они принадлежали различным ведомствам. Министерство пошло по пути развития специализированных отделений профессионального образования в общих учебных заведениях. Такая практика быстро завоевала популярность на местах. В Московском учебном округе были открыты курсы по сельскому хозяйству, агрономии, технической химии. При учебных заведениях Тулы, Вильно и Курска были открыты специальные курсы для обучения будущих организаторов промышленного производства.

После организационных мероприятий, связанных с расширением сети учебных заведений и их специализацией, министерство обратило внимание на материальное обеспечение образовательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Характеристика источников.
Источниковую базу работы составили нормативные акты, отражающие воззрения роялистов и оппозиции «Петиция о праве, 7 июня 1628 г.», «Ремонстрация против потонного и пофунтового сбора, 25 июня 1628 г.», а также речи, декларации, резолюции.Другую группу источников составили статистические данные о развитии экономики – торговли, мануфактурн ...

Завершающий этап деятельности АРА и других зарубежных организаций.
На 9 февраля 1922г. вклад АРА и американских организаций и частных лиц под ее контролем составил сумму 42 млн. долл., Советской России – около 12 млн. 200 тыс. долл., организация Ф. Нансена вместе с другими, кто находился под ее «крылом», – около 4 млн. долл.[70] Всего за два года АРА было израсходовано около 78 млн. долларов, из которы ...

Грозный 1918-й. Особенности первого этапа гражданской войны
Лето и осень 1918 г. составили первый этап борьбы с интервентами и внутренней контрреволюцией. Он характеризуется расширением германского вторжения на советскую землю, развертыванием интервенции стран Антанты. Главным ударным отрядом империализма на этом этапе выступал мятежный чехословацкий корпус, ставший ядром, вокруг которого объеди ...