В июле 1960 г. парламентом была принята новая конституция, в которой констатировалось, что все основные задачи переходного периода были выполнены и построено социалистическое общество. В этом, безусловно, проявилась переоценка партийным и государственным руководством достигнутых страной результатов. Ее следствием стал определенный авантюризм в планировании темпов и приоритетов последующего социально- экономического развития. В соответствии с конституцией страна получила название Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР).

Предпринятая в 1965 г. хозяйственная реформа дала некоторые положительные результаты. Постепенно сглаживались различия между городом и деревней, повышался уровень жизни различных слоев населения. Удавалось сдерживать рост цен. Однако темпы преобразований по-прежнему были низкими. Сторонники А.Новотного, с 1954 г. занимавшего пост руководителя КПЧ и президента республики, опасались, как бы новый стиль руководства экономикой не ослабил позиции партии в государстве. Острая дискуссия по этим вопросам вылилась в политический конфликт, в котором последователи преобразований в экономике столкнулись с А.Новотным и его окружением.

Важную роль в политическом развитии Чехословакии после 1956 г. сыграл словацкий вопрос, острота которого возрастала по мере роста национального самосознания словаков и некоторой либерализации режима. Национально-политические чаяния словаков вступали в противоречие с националистической позицией чешского партийного руководства. Словацкие коммунисты, выступавшие в 40-е гг. за претворение в жизнь принципа равноправия в отношениях чехов и словаков, в начале 50-х гг. были обвинены в буржуазном национализме, а затем осуждены. Конституция 1960 г. усиливала пражский централизм. Права словацких органов власти существенно ограничивались, а высший орган исполнительной власти в Словакии - Корпус уполномоченных ликвидировался. Эти перемены демагогически выдавались за свидетельство успехов процесса взаимного сближения и слияния двух народов, якобы полностью отвечавшего интересам словацкого народа. Бурю негодования вызвало заявление партийных лидеров в 1963 г. о том, что даже нечего думать об отмене приговора "словацким буржуазным националистам". Тогда были освобождены из заключения Г.Гусак и Л.Новомеский, словацкие жертвы процессов 50-х годов, посмертно реабилитирован В.Клементис. Проблема конституционного положения Словакии в чехословацком государстве активно обсуждалась в словацкой партийной печати. Некоторые поступки А.Новотного расценивались как оскорбление национального достоинства словаков.

В этой обстановке руководство словацких коммунистов во главе с Александром Дубчеком (1921-1992) открыто выступило против группировки А.Новотного. Совершенно очевидной становилась необходимость существенной корректировки курса в области национальных отношений чехов и словаков и преодоления ведущих свою традицию еще из межвоенного периода чехословакистских взглядов. Прага же считала, что для решения словацкой проблемы достаточно будет подтянуть уровень развития Словакии до уровня чешских земель. Словацкая оппозиция в партии и обществе способствовала ослаблению позиций А.Новотного, расценивавшего оправданные требования словаков как проявления национализма и сепаратизма.

В 60-е гг. заметные признаки оттепели наблюдались также в общественной и культурной жизни. Людей покидало чувство страха, появились новые журналы либеральной ориентации. Многие театры, как, например, популярный у пражских зрителей "Семафор", живо откликались на злобу дня. В первой половине 60-х гг. в чешской и словацкой культуре на первый план выходят деятели нового поколения, творчество которых не укладывалось в рамки прежних, предписываемых официальной идеологией схем. Важнейшим фактором общественного развития в этот период становилось общественное мнение, сдерживаемое многие годы. На него главным образом и опирались в то время реформаторские усилия. С отдельными проявлениями нонконформизма можно было справиться, однако в целом прежние методы воздействия были уже немыслимы. Трибуной формирующейся оппозиции режиму стали такие издания, как "Литерарни новины" (“Литературная газета” ) и "Культурны живот"(“Культурная жизнь”). В октябре 1967 г. произошел открытый конфликт с властями пражских студентов. Для подавления организованной ими демонстрации была использована сила, что вызвало резкое осуждение общественности и ряда партийных функционеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Исправление богослужебных книг
Первым шагом Никона на новом поприще стало исправление церковной обрядности. Впоследствии официальная церковная историография изображала дело таким образом, что реформа Никона была призвана, всего лишь очистить церковную службу от накопившихся за несколько столетий искажений. На самом деле решение взять за основу греческие богослужебный ...

IV этап: весна – осень 1920 года.
К весне 1920 года Красная Армия разгромила основные антибольшевистские силы, что упрочило положение РСФСР. В сложившейся ситуации на IX съезде РКП(б), состоявшемся 29 марта – 5 апреля 1920 г., было принято решение о неуклонном проведении в жизнь единого хозяйственного плана. Однако его осуществлению мешали не только внутренние, но и вн ...

Государство и церковь
После того как христианство в 313 г. было при­знано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей со­братьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государ­стве Церковь получала в дар от императоров ...